Здравствуйте!
Готовы ответить на ваши
вопросы!

Нажимая на кнопку “Перезвоните мне”,
Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
и даете согласие на обработку персональных данных

Дайджест новостей за май 2022 для бюджетных организаций

10.06.2022

Изменения в релизах 1С

"1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" редакция 1

(релизы: 1.0.73.5)

1) Указанием Банка России № 6104-У от 25.03.2022 внесены изменения в Положение Банка России № 762-П от 29.06.2021 г., введены два новых кода (4 и 5) для поля 20 "Наз. пл." (назначение платежа кодовое) документов "Платежное поручение", "Заявка на кассовый расход", "Заявка на кассовый расход (сокращенная)", "Сводная заявка на кассовый расход" на выплату заработной платы или иного вознаграждения работникам.


"1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" редакция 2

(релизы: 2.0.84.50, 2.0.84.61)

1) Новая подсистема учета государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах. В расчетно-платежные документы добавлены новые типовые операции для отражения размещения и обратного выкупа долговых ценных бумаг. Новый отчет и документ для формирования регистров бухгалтерского учета: "Карточка учета государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах" (ф. 0504059) и "Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах" (ф. 0405084).

2) Новый документ "Изменение решения о проведении инвентаризации" (ф. 0510447).

3) Реализована возможность отнести часть расходов налогового учета, распределяемых пропорционально доходам по статье 272 НК РФ, к уставной бюджетной деятельности, не направленной на получение дохода, исключив их из налоговой базы по налогу на прибыль.

4) Добавлен учет простоев транспортных средств.

5) С 2021 года для организаций отменяется обязанность по представлению налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество за 2020 год и последующие периоды в соответствии с Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ. Декларация по авансовым платежам утратила силу. Для возможности расчета авансовых платежей добавлен документ "Расчет налога на имущество". Документ также позволяет сформировать печатную форму в разрезе налоговых органов и кодов по ОКТМО для удобного формирования платежей и заполнения сведений в годовой декларации.

6) Реализована возможность восстановления кредиторской задолженности, ранее не учитываемой на забалансовых счетах.

7) Реализован импорт данных выписок из лицевых счетов в форматах xml из систем Электронного бюджета согласно "Требованиям к форматам обмена, используемым при информационном взаимодействии между территориальными органами Федерального казначейства и участниками бюджетного процесса, неучастниками бюджетного процесса, бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, Счетной палатой (дополнение № 3)".

8) В печатной форме электронного извещения и в интерфейсе документа "Исходящее извещение" учтен случай, когда ответное от получателя извещение отклоняется отправителем извещения и вместо него от получателя позднее приходит повторное корректное ответное извещение. Изменены объекты подсистемы взаимодействия с ЕИС для устранения выявленных актуальных проблем обмена.


"1С:Зарплата и кадры государственного учреждения" редакция 3

(релизы: 3.1.18.484, 3.1.22.25, 3.1.18.490, 3.1.22.48, 3.1.18.513, 3.1.22.77)

1) Расчет НДФЛ с совокупной налоговой базы с 2023 года в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ.

2) Учет требований валютного контроля ЦБ РФ: при заполнении ведомостей в кассу в них автоматически не заполняются иностранцы.

3) Возможность использовать номер и дату трудового договора вместо номера и даты приказа о приеме на работу в случае отказа от использования этих приказов.

4) В соответствии с Указанием Банка России от 25.03.2022 № 6104-У добавлены новые коды вида дохода исполнительного производства для указания в ведомостях на выплату.

5) Добавлены данные для дальнейшего автозаполнения "Карточки гражданина, подлежащего воинскому учету".

6) Доработки интеграции с сервисом "1С:Кабинет сотрудника".

7) В списке макетов печатных форм (раздел Администрирование - Печатные формы, отчеты и обработки - Макеты печатных форм) добавлена возможность создания новых макетов печатных форм. Для новых макетов автоматически добавляются команды печати в подменю Печать соответствующих документов. Это позволяет создать свою печатную форму без использования конфигуратора.

8) При работе в приложении в Интернете на основе облачной технологии 1cFresh администратор сервиса может установить настройки входа, общие для всех пользователей сервиса в менеджере сервиса (раздел Главное - Настройки конфигурации - Аутентификация). Просмотреть настройки входа может администратор абонента в области данных (раздел Администрирование - Настройки пользователей и прав - Настройки входа).

9) Теперь в клиент-серверном варианте работы программы можно ускорить некоторые длительные операции, настроив их выполнение в несколько потоков: например, загрузку адресного классификатора. Для этого в разделе Администрирование - Общие настройки - Многопоточные длительные операции установить максимальное количество одновременно работающих потоков. Параметр следует устанавливать исходя из технических возможностей сервера, и его значение не должно превышать количество ядер процессора на сервере.

10) Исправлена ошибка при выгрузке в файл ведомости с новыми кодами видов дохода.

11) Поддержка специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" согласно Федеральному закону от 25.02.2022 № 17-ФЗ.


Правовые новости

ФНС разъяснила порядок представления документов по требованию

Запрошенные налоговым органом документы могут представляться как в бумажном, так и в электронном виде. Порядок оформления передаваемых сведений в зависимости от формы подачи напомнила ФНС России.

Как отмечается в письме от 04.04.2022 № ЕА-3-26/3068@, в электронной форме посредством ТКС или через личный кабинет налогоплательщика можно передать документы, составленные по форматам, установленным ФНС России. При этом передаваемые файлы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого или его представителя (абз. 3, 5 п. 2 ст. 93 НК РФ).

На бумажном носителе документы предоставляются в виде копий, заверенных проверяемым лицом. Они должны быть прошиты, а листы пронумерованы. Также необходимо подготовить и передать в ИФНС сопроводительное письмо с реквизитами (дата и номер) требования, в ответ на которое представляются документы, а также их общее количество (в листах). Такие правила установлены в Приложении № 18 к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Отдельно рассмотрен вариант предоставления на бумажном носителе документов, которые хранятся в электронном виде. В этом случае, напомнили авторы комментируемого письма, налогоплательщик должен за свой счет распечатать соответствующие файлы и заверить копии (ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").


Как определять максимальную величину резерва по сомнительным долгам в налоговом учете

Организации вправе создавать резервы по сомнительным долгам в налоговом учете. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов для целей налогообложения прибыли на последнее число отчетного (налогового) периода.

По нормам Налогового кодекса сумма резерва определяется по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода, с учетом следующего:

  • cумма резерва, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за этот налоговый период;
  • сумма резерва, исчисленного в течение налогового периода по итогам отчетных периодов, не может превышать большую из величин – 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Также сумму резерва, исчисленную на отчетную дату, организация должна сравнить с суммой остатка резерва. Остаток резерва определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. Если сумма исчисленного резерва меньше суммы остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов. Если сумма резерва больше суммы остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В письме от 14.04.2022 № 03-03-06/1/32850 Минфин России пояснил, в какой момент определять сумму резерва с учетом ограничения в размере 10 процентов выручки. Это ограничение следует применять к сумме резерва по сомнительным долгам, исчисленной по результатам инвентаризации. Таким образом, с остатком резерва следует сравнивать сумму резерва, в которой учтено ограничение по выручке.


Актуальные вопросы применения положений о системе прослеживаемости

Налоговая служба в письме от 08.04.2022 № 08-05/0369@ привела обзор наиболее часто поступающих вопросов, связанных с применением положений о национальной системе прослеживаемости. Рассмотрим их подробнее.

Являются ли нотариусы участниками оборота прослеживаемых товаров?

Участниками оборота прослеживаемых товаров признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые совершают операции с такими товарами (п. 2 Положения). При этом прослеживаемости подлежат импортные товары по Перечню, утв. постановлением Правительства России от 01.07.2021 № 1110 (далее – Перечень), находящиеся в собственности организации (ИП).

Нотариусы в рамках своей профессиональной деятельности не осуществляют предпринимательскую деятельность (ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1).

Иначе говоря, нотариусы не являются участниками оборота товаров, подлежащих прослеживаемости.

Как быть, если покупатель после 08.07.2021 возвращает прослеживаемый товар, который был реализован до указанной даты и на который покупатель получил РНПТ?

В случае возврата товара, приобретенного покупателем до 08.07.2021, продавец по общим правилам выставляет корректировочный счет-фактуру. При этом РНПТ в нем не указывается, поскольку до указанной даты положения о прослеживаемости не действовали.

При этом покупателю, который получил на такой товар РНПТ, необходимо подать корректировочное уведомление об остатках (далее – Уведомление), в котором не должно быть возвращенного товара (т.е. он аннулируется) (п. 31 Положения). Так, в корректировочном Уведомлении в строке 1 указывается номер первичного уведомления, в строке 3 – номер корректировки, а в строке 15 – РНПТ (п. 1 Приложения № 7 к приказу ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@).

Если товар возвращен частично, то в корректировочном Уведомлении покупатель указывает количество товара без учета возвращенного товара. В этом случае РНПТ останется прежним, но уменьшится количество товара, за которым этот РНПТ закреплен.

Направить корректировочное Уведомление покупателю необходимо не позднее первого рабочего дня, следующего за датой возврата товара.

Если в дальнейшем продавец будет реализовывать возвращенный товар или утилизировать его, ему необходимо самостоятельно подать в ИФНС Уведомление для получения РНПТ (п. 28 Положения).

Можно ли направить одно уведомление об остатках прослеживаемого товара по нескольким первичным документам?

Порядок заполнения Уведомления приведен в Приложении № 7 к приказу ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@. В соответствии с ним в строке "9а" отражается номер сопроводительного документа, указанного в строке "9".

При этом возможность перечисления номеров счетов-фактур через знак ";" либо отражения подстрок этим порядком не предусмотрена.

Вместе с тем можно указывать номера сопроводительных документов через знак ";" в строке "9а", если сопроводительных документов два или более. Это объясняется тем, что согласно таблице 4.10 Приложения № 11 к приказу ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@ размерность формата элемента "Номер первичного документа" (НомПервичДок) составляет от 1 до 255 знаков.

Какие несоответствия выявляются при сопоставлении документов продавца и покупателя в отношении прослеживаемых товаров?

При обработке сведений, содержащихся в НСПТ, в автоматизированном режиме выявляются следующие расхождения:

1. Формируемые при сопоставлении реквизитов прослеживаемости, отраженных в налоговой декларации по НДС либо "Отчете об операциях продавца и покупателя": 

  • отсутствие записи о счете-фактуре у продавца в налоговой декларации по НДС или в "Отчете об операциях";
  • количество товара, указанное в счете-фактуре (УПД) в налоговой декларации по НДС или в "Отчете об операциях" у продавца, не совпадает с количеством товара, указанным в счете-фактуре (УПД) в налоговой декларации по НДС или в "Отчете об операциях" у покупателя;
  • сведения из счета-фактуры (УПД) в книге продаж в налоговой декларации по НДС или в "Отчете об операциях агента (комиссионера)" не соответствуют сведениям счета-фактуры (УПД), отраженным у принципала (комитента) и у покупателя (риск срабатывает по одному или нескольким реквизитам прослеживаемости (РНПТ, стоимости товара, количеству товара)).

2. Формируемые при наличии несоответствия реквизитов прослеживаемости, отраженных в налоговой декларации по НДС, "Отчете об операциях", счете-фактуре либо УПД, реквизитам, имеющимся в НСПТ:

  • в системе прослеживаемости отсутствуют сведения о поступлении товара с указанным РНПТ (нет зарегистрированных сведений о декларации на товары, уведомлении о зарегистрированных остатках или ввозе товара в РФ из ЕАЭС);
  • количество реализованного по счету-фактуре или УПД товара превышает количество ввезенного товара;
  • в счете-фактуре (УПД) указана единица измерения, отличная от указанной в Перечне товаров, подлежащих прослеживаемости.


Как оформить трудовую книжку гражданам ДНР и ЛНР

Минтруд России разъяснил вопросы, связанные с оформлением трудоустройства иностранных граждан из Украины, ДНР и ЛНР, у которых нет трудовых книжек или есть трудовая книжка на иностранном языке.

На иностранных работников распространяются правила, установленные трудовым законодательством (ч. 5 ст. 11, ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ). Прием на работу иностранных граждан необходимо оформлять по общим правилам трудового законодательства с учетом особенностей, предусмотренных главой 50.1 ТК РФ. При трудоустройстве в России иностранные граждане должны представить документы, указанные в статьях 65, 327.3 ТК РФ.

На территории России работодатели должны вести только трудовые книжки установленного образца (ст. 66 ТК РФ). В настоящее время на территории России применяются следующие формы трудовых книжек, обладающих одинаковой силой:

  • образца 1938 года, утв. постановлением СНК СССР от 20.12.1938 № 1320;
  • образца 1974 года, утв. постановлением Совета Министров СССР от 06.09.1973 № 656;
  • образца 2004 года, утв. постановлением Правительства России от 16.04.2003 № 225.

К работодателю может устраиваться иностранный работник, который имеет стаж работы и трудовую книжку советского или российского образца либо иностранного образца. Также может устраиваться на работу иностранец, который вообще нигде не работал.

Если иностранный работник предоставил трудовую книжку по одной из указанных выше форм, работодатель обязан принять ее и вносить записи о трудоустройстве на территории РФ (продолжать ведение этой книжки).

Если при приеме на работу иностранец предъявил трудовую книжку иностранного образца, ее нельзя принимать и вести. Такая трудовая книжка не соответствует форме, признаваемой на территории РФ. В этом случае работодателю необходимо оформить для иностранного работника новую трудовую книжку российского образца по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225.

В ситуации, когда иностранный работник впервые трудоустраивается на работу в России и до этого не работал по трудовому договору, бумажная трудовая книжка на него не оформляется (ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ). На такого иностранца формируются сведения о трудовой деятельности в электронном виде (по правилам ст. 66.1 ТК РФ).

При ведении трудовых книжек работодателям нужно руководствоваться Порядком ведения и хранения трудовых книжек, утвержденным приказом Минтруда России от 19.05.2021 № 320н.

Для оценки деловых и профессиональных качеств работника при приеме на работу ему можно установить испытание (ст. 70 ТК РФ).


Как подать в электронной форме пояснения об исчисленной сумме налога

Организация вправе представить в налоговый орган пояснения, подтверждающие правильность исчисления транспортного и (или) земельного налогов, обоснованность применения пониженных ставок, налоговых льгот и т.д., если она не согласна с суммами налогов, указанных в сообщении, полученном от налогового органа.

Пояснения могут быть представлены в бумажном или электронном виде. Согласно п. 4 ст. 31 НК РФ форма, формат и порядок заполнения пояснений должны быть утверждены ФНС России.

Приказом ФНС России от 30.03.2022 № ЕД-7/21/247@ утверждена форма пояснений, представляемых в налоговый орган в электронной форме, порядок ее заполнения и формат представления. Приказ действует с 9 мая 2022 года. При этом в части пояснений по налогу на имущество приказ вступает в силу с 1 января 2023 года. Связано это с тем, что сообщения об исчисленной сумме налога на имущество на основе кадастровой стоимости организации начнут получать от налогового органа с 2023 года (об уплате налога за 2022 год). Следовательно, пояснения по этому налогу организации также вправе направлять в налоговый орган с 2023 года.

До утверждения названной формы организации могли подавать в налоговый орган пояснения по транспортному и земельному налогам по рекомендуемой форме, приведенной в письме ФНС России от 05.03.2022 № БС-4-21/2688@.

В связи с изданием приказа № ЕД-7/21/247@ рекомендуемая форма применяется только при представлении пояснений на бумажном носителе. Об этом ФНС России сообщила в письме от 29.04.2022 № БС-4-21/5313@.

Форма пояснений будет доступна в учетных решениях "1С:Предприятия 8" с выходом ближайших релизов.


В НК РФ изменили правила для уточненных налоговых деклараций, налоговой тайны и пр.

Федеральный закон от 01.05.2022 № 120-ФЗ (далее – Закон) внес изменения в часть 1 НК РФ. Рассмотрим подробнее некоторые изменения.

Когда уточненная налоговая декларация меняет налоговые обязательства?

Налогоплательщик обязан представить в ИФНС уточненную налоговую декларацию, если в ранее поданной декларации выявлен факт неотражения (неполноты отражения) сведений (ошибок), которые привели к занижению суммы налога (абз. 1 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Если же налогоплательщик обнаружил в поданной ранее декларации недостоверные сведения (ошибки), не приводящие к занижению суммы налога, он вправе (не обязан) внести в нее изменения и представить уточненную декларацию. При этом если уточненка подана по истечении установленного срока подачи декларации, она не считается представленной с нарушением срока (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ). Комментируемый Закон дополняет эту норму для налогоплательщиков, в отношении которых не проводится налоговый мониторинг. Согласно новому абз. 3 п. 1 ст. 81 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате на основании указанной уточненной декларации, должна быть учтена ИФНС в расчетах с бюджетом:

  • по результатам камеральной налоговой проверки уточненки (если были выявлены нарушения);
  • либо по истечении срока проведения такой проверки, установленного ст. 88 НК РФ. Как правило, этот срок составляет три месяца со дня представления декларации, по НДС – два месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, уточненная декларация, представленная в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ, в любом случае должна быть принята налоговым органом и в установленный срок подвергнута камеральной проверке в полном объеме. По ее результатам расчеты налогоплательщика с бюджетом должны быть скорректированы. К такому выводу ФНС России приходила и ранее (см. письмо от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979). Соответственно, теперь эта позиция нашла законодательное закрепление. Рассматриваемое изменение в п. 1 ст. 81 НК РФ вступает в силу 1 июня 2022 г. и применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после этой даты (п. 2 ст. 1, п. 2, 4 ст. 2 Закона).

При этом отметим следующее. В приведенном выше письме налоговики обратили внимание, что при отражении в карточке "Расчеты с бюджетом" (КРСБ) уточненных налоговых деклараций "к уменьшению" должен быть соблюден порядок приема таких деклараций за периоды, по которым истек срок на возврат (зачет) налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). Согласно указанной норме заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Таким образом, если в уточненке сумма налога заявлена к уменьшению и принято решение об отказе в зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога на основании п. 7 ст. 78 НК РФ, такие декларации только регистрируются инспекцией без корректировок начислений налога в КРСБ.

Когда сохранится статус международной холдинговой компании при изменении состава контролирующих лиц?

Ранее мы писали, что с 26.04.2022 статус международной холдинговой компании (МХК) смогут получить международные компании, у которых с 01.03.2022 и до их регистрации в порядке редомициляции (перехода в российскую юрисдикцию) произошли несущественные изменения в составе контролирующих лиц (не более 25% от совокупной доли прямого и (или) косвенного участия контролирующих лиц) (п. 1 ст. 24.2 НК РФ в ред. Федерального закона от 26.03.2022 № 66-ФЗ).

Комментируемый закон позволяет получить статус МХК тем международным компаниям, у которых указанные изменения в составе контролирующих лиц превышают 25% от совокупной доли прямого и (или) косвенного участия таких лиц. Для этого должны соблюдаться следующие условия:

  • в отношении одного или нескольких контролирующих лиц указанной международной компании после даты ее регистрации в порядке редомициляции действовали иностранные санкции. Имеются в виду санкции в виде запретов и (или) ограничений на проведение расчетов и (или) осуществление финансовых операций, на проведение операций, связанных с заемным финансированием и (или) приобретением либо отчуждением ценных бумаг (долей в уставных капиталах);
  • совокупная доля прямого и (или) косвенного участия указанных контролирующих лиц по состоянию на дату регистрации международной компании в порядке редомициляции составляла не менее 25 процентов.

Кроме того, указанные международные компании смогут сохранить статус МХК, если в течение года с даты регистрации международной компании в составе ее контролирующих лиц появилось новое контролирующее лицо (пп. 2 п. 2 ст. 24.2 НК РФ).

Указанные изменения внесены в п. 4 ст. 24.2 НК РФ и вступают в силу 1 июня 2022 г. (пп. "б" п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона).

Какие действия налоговиков не являются разглашением налоговой тайны?

С 1 августа 2022 г. не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую тайну, иному лицу, если указанный налогоплательщик (плательщик страховых взносов) выразил на это согласие.

Указанное согласие может быть представлено в отношении всех сведений, полученных налоговым органом, или их части. Согласие направляется в налоговый орган в электронной форме. Его формат, порядок направления, а также порядок представления налоговым органом сведений, составляющих налоговую тайну, иному лицу в электронной форме утвердит ФНС России.


Банк России повысил лимит на переводы гражданами денежных средств за рубеж

В настоящее время в России действуют ограничения на переводы гражданами денежных средств за рубеж. С 16.05.2022 Банк России увеличил разрешенный лимит переводов с 10 тыс. долл. США до 50 тыс. долл. США (либо эквивалент этой суммы в иной иностранной валюте).

Напомним, это ограничение применяется в течение календарного месяца в отношении переводов со счетов граждан, открытых в российских банках, за рубеж на свои счета или иным физическим лицам. При этом такой порядок распространяется на резидентов и нерезидентов из стран, которые не поименованы в распоряжении Правительства России от 05.03.2022 № 430-р.

В отношении переводов за рубеж без открытия банковского счета (включая переводы электронных денежных средств) порог остался прежним – 5000 долл. США либо эквивалент этой суммы в иной иностранной валюте.

Кроме того, нерезидентам, работающим в России по трудовым или гражданско-правовым договорам, разрешено переводить средства с российских счетов за рубеж в рублях и валюте в размере зарплаты или платы за выполнение работ (оказание услуг) и перечислять за рубеж эти средства без открытия счета. При этом нерезиденты из стран, которые не поименованы в распоряжении Правительства России от 05.03.2022 № 430-р, могут это делать дополнительно к переводам в сумме не более 50 тыс. долл. США (либо эквивалент этой суммы в иной иностранной валюте).

Суммы переводов рассчитываются по официальному курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату поручения на осуществление перевода.

Ограничения установлены до 30.09.2022.

До этой же даты сохраняется запрет на переводы за рубеж:

  • граждан (нерезидентов) из стран, поименованных в распоряжении Правительства России от 05.03.2022 № 430-р, не работающих в России;
  • юридических лиц из стран, поименованных в распоряжении Правительства России от 05.03.2022 № 430-р.

Ограничения на переводы нерезидентов (граждан и юрлиц) из стран, поименованных в распоряжении Правительства России от 05.03.2022 № 430-р, со счетов российских брокеров также продолжают действовать.

Минтруд России утвердил новый перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, которые имеют право на прием в гражданство РФ в упрощенном порядке (далее – Перечень).

Напомним, получить российское гражданство в упрощенном порядке могут иностранные граждане – квалифицированные специалисты, которые не менее одного года до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство работают в России по профессии (специальности, должности), включенной в специальный Перечень (п. "и" ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"). Перечень таких профессий утверждается Минтрудом России.

Новый Перечень, утвержденный приказом Минтруда России от 05.04.2022 № 199н, расширен по сравнению с ранее действовавшим. В него включены, в частности, медицинские работники, педагогические работники, работники сельского хозяйства, животноводства, ветеринарии, предприятий агропромышленного комплекса, пищевой промышленности, разработчики компьютерного программного обеспечения, работники сферы строительства и другие. Кроме того, новый Перечень систематизирован по видам деятельности и начнет действовать 24 мая 2022 года.

В связи с этим ранее действовавший перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов, утвержденный приказом Минтруда России от 25.11.2019 № 734н, утратит силу с 23.05.2022.


ФНС России напомнила о форме уведомления об остатках прослеживаемых товаров

Товары, перечень которых утвержден постановлением Правительства России от 01.07.2021 № 1110, подлежат прослеживаемости, если они соответствуют определенным условиям. Это правило применяется и в отношении товаров из перечня, приобретенных до 08.07.2021.

При этом чтобы произвести какую-либо операцию с прослеживаемым товаром, приобретенным до 08.07.2021 (например, продажу), на него нужно получить РНПТ. Для этого в ФНС России направляется уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (далее – Уведомление).

В письме от 20.01.2022 № ЕА-4-15/509 налоговая служба напомнила: форма Уведомления утверждена приказом ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@. Подается оно налогоплательщиком в ИФНС по месту учета в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.


Откажут ли в вычете НДС, если счет-фактура выставлен с нарушением срока

Счета-фактуры, выставленные продавцами товаров (работ, услуг), являются основанием для вычета НДС у покупателя, если они соответствуют требованиям, установленным НК РФ (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Так, счет-фактура должен содержать порядковый номер и дату его составления (п. 5, 5.1 ст. 169 НК).

Выставить счет-фактуру при реализации товаров (работ, услуг) продавец должен не позднее 5 календарных дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) (п. 3 ст. 168 НК РФ).

В то же время ошибки в счетах-фактурах, которые не препятствуют проверяющим идентифицировать продавца и покупателя товаров (работ, услуг), их наименование и стоимость, а также налоговую ставку и предъявленную сумму НДС, не являются основанием для отказа в принятии налога к вычету.

Соответственно, по счету-фактуре, выставленному продавцом позднее 5 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), покупатель вправе принять к вычету НДС в общем порядке.

Аналогичное мнение Минфин России высказывал и ранее (см., например, письма от 17.01.2022 № 03-03-06/1/1880, от 14.03.2019 № 03-07-11/16556).


Обязан ли работодатель составлять должностные инструкции

Работодатель не обязан составлять должностные инструкции работников. К такому выводу пришли специалисты Минтруда России в письме от 25.04.2022 № 14-2/ООГ-2707.

В ведомстве отметили, что Трудовой кодекс РФ не регулирует вопросы ведения должностной инструкции работника. Это означает, что работодатели вправе самостоятельно определять порядок оформления и утверждения должностных инструкций работников.

Также в Минтруде России обратили внимание на то, что согласно ч. 4 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре можно предусмотреть дополнительные условия, которые не ухудшают положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством. Кроме того, условия трудового договора не должны противоречить условиям коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и т.д. По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться условия о правах и обязанностях работника и работодателя (ч. 5 ст. 57 ТК РФ).

Таким образом, оформлять и утверждать должностную инструкцию работника в виде самостоятельного документа работодатель не обязан. Достаточно, например, включить перечень должностных обязанностей работника в текст заключенного с ним трудового договора или оформить в виде приложения к такому договору, нарушением это не будет. Ранее аналогичное мнение Роструд высказывал в письме от 09.08.2007 № 3042-6-0.


Новые разъяснения по вопросам заключения трудовых договоров от Верховного Суда РФ

Верховный Суд РФ обобщил практику за 2018–2021 годы по спорам, связанным с заключением трудового договора. Рассмотрим подробнее моменты, на которые необходимо обратить внимание работодателям.

Отказ в заключении трудового договора должен быть обоснован

Необоснованный отказ в заключении трудового договора запрещен (ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ). Если работодатель отказывает в трудоустройстве, то нужно письменно сообщить соискателю причину, по которой он не подходит работодателю. Ответить соискателю нужно в случае, когда он потребовал сообщить ему причину отказа в письменной форме. Сделать это следует не позднее 7 рабочих дней после получения от соискателя письменного запроса (ч. 5 ст. 64.1 ТК РФ).

Верховный Суд РФ обратил внимание на то, что к необоснованному отказу гражданину в заключении трудового договора можно отнести отказ работодателя, в котором:

  • не указаны причины этого отказа;
  • отказ сделан по основаниям, прямо запрещенным действующим законодательством (в т.ч. дискриминационным, например, таким как национальность, пол, раса, возраст, место жительства, религиозные убеждения и др. (ч. 2 ст. 3 ТК РФ);
  • отказ не связан с деловыми качествами работника, под которыми понимается наличие у него определенных профессионально-квалификационных и личностных качеств.

Таким образом, отказ работодателя в приеме на работу соискателя без указания причин нарушает требования ч. 1 ст. 64 ТК РФ. Такой отказ является незаконным (определение Верховного Суда РФ от 18.06.2018 № 87-КГ18-4, п. 1 Обзора).

Отказ в заключении трудового договора с женщиной по причине ее беременности незаконен

Трудовое законодательство запрещает работодателям отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (ч. 3 ст. 64 ТК РФ). Такой отказ беременной женщине носит дискриминационный и незаконный характер (п. 3 Обзора).

Верховный Суд РФ также пояснил, что эти выводы распространяются и на женщин, поступающих на государственную гражданскую службу (определение Верховного Суда РФ от 27.05.2019 № 5-КГ19-54, п. 4 Обзора).

Когда нельзя отказать инвалиду в заключении трудового договора по квоте?

Закон устанавливает для некоторых работодателей квоты для приема на работу инвалидов. Конкретный размер квоты определяют субъекты РФ в зависимости от численности работников у работодателя (ст. 13.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1).

Приказом Минтруда России от 09.11.2017 № 777 утверждены Методические рекомендации по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости (далее – Методические рекомендации).

Согласно п. 3 Методических рекомендаций основными формами возможного проявления дискриминации являются:

  • отказ в приеме на работу на основании наличия у претендента инвалидности;
  • наличие при приеме на работу избыточных требований, не связанных с трудовой деятельностью инвалида и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу.

Если инвалид направлен к работодателю службой занятости населения для трудоустройства на квотируемое рабочее место, то отказывать ему в приеме на работу нельзя. Исключением является отказ в ситуации, когда работодателя не устраивают деловые качества соискателя – инвалида. Отказ в приеме на работу инвалида по обстоятельствам, не связанным с его деловыми качествами, свидетельствует о проявлении в отношении него дискриминации при трудоустройстве и нарушает его право на труд. Верховный Суд РФ обратил внимание, что работодатель называл разные причины отказа в приеме на работу: недостаточность стажа для занятия вакантной должности без указания ее наименования; невозможность оценить соответствие соискателя квалификационным требованиям; отсутствие квотируемой вакансии по должности, на которую претендует соискатель, – все это признаки дискриминации инвалида (определение Верховного Суда РФ от 22.07.2019 № 5-КГ19-71, п. 5 Обзора).

Нельзя отказывать в трудоустройстве инвалиду из-за невозможности создать для него рабочее место

Инвалидам предоставляются гарантии, к числу которых относятся квоты для приема на работу инвалидов и минимальное количество специальных рабочих мест для инвалидов (п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, далее – Закон № 181-ФЗ).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Такие рабочие места должны оснащаться работодателями с учетом нарушенных функций организма инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) (ч. 1 ст. 22 Закона № 181-ФЗ). Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест утверждены приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н.

Если инвалид направлен к работодателю службой занятости населения для трудоустройства на квотируемое рабочее место, то ему нельзя отказывать в приеме на работу в связи с невозможностью создания такого рабочего места. На работодателя законодательством возложена обязанность по выделению и созданию специальных рабочих мест для инвалидов, оснащаемых с учетом нарушенных функций организма инвалида и ограничений его жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (определение Верховного Суда РФ от 30.09.2019 № 33-КГ19-6, п. 6 Обзора).

Можно ли неоднократно заключать с работником срочные трудовые договоры по одной и той же должности с испытанием?

Срочный трудовой договор заключается с работником при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 ст. 59 ТК РФ.

По общему правилу, испытательный срок не должен превышать 3 месяцев (для отдельных категорий работников установлены другие предельные сроки испытания) (ч. 5 ст. 70 ТК РФ). Работодатель не вправе ограничивать права или снижать уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством (ч. 2 ст. 9 ТК РФ). Например, нельзя устанавливать работнику срок испытания, превышающий предусмотренный ТК РФ.

Верховный Суд РФ разъяснил, что неоднократное заключение работодателем трудовых договоров с работником о приеме на работу на одну и ту же должность с установлением в каждом новом договоре испытательного срока является нарушением. В этом случае работник лишается гарантии по ограничению продолжительности испытательного срока, установленной ч. 5 ст. 70 ТК РФ (п. 9 Обзора).

В каком случае работник, фактически допущенный к работе, считается принятым без испытательного срока?

При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон можно предусмотреть условие об испытании работника. Такое условие устанавливается для проверки соответствия работника поручаемой работе (ч. 1 ст. 70 ТК РФ).

Если в трудовом договоре условие об испытании отсутствует, то это означает, что работник принят на работу без испытания. Условие об испытании также можно установить отдельным соглашением при фактическом допущении к работе без оформления трудового договора. На основании заключенного до начала работы соглашения условие об испытании вносится в трудовой договор (ч. 2 ст. 70 ТК РФ).

Если работник допущен к работе без оформления трудового договора и отдельного соглашения об испытательном сроке, то он считается принятым на работу без испытания (п. 10 Обзора). В этом случае работника нельзя уволить по той причине, что он не прошел испытание (ч. 1 ст. 71 ТК РФ).

Срочные договоры ГПХ об оказании услуг не являются основанием для заключения срочных трудовых договоров

Срочный трудовой договор заключается с работником, принимаемым для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой (абз. 8 ч. 1 ст. 59 ТК РФ). Такой договор прекращается по завершении этой работы (ч. 2 ст. 79 ТК РФ).

Ограниченный срок действия договоров ГПХ, заключенных работодателем с заказчиками, не предопределяет срочного характера работы, подлежащей выполнению работниками, которые обеспечивают исполнение по таким гражданско-правовым договорам.

Если работодатель оказывает услуги заказчикам по срочным гражданско-правовым договорам, это обстоятельство не дает ему права заключать срочный трудовой договор (в т.ч. многократно для работы по одной и той же должности, профессии, специальности) и в связи с истечением его срока увольнять работника (постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.2020 № 25-П). 

При фактическом допуске к работе обязанность доказать отсутствие трудовых отношений возлагается на работодателя

Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник фактически приступил к работе с ведома или по поручению работодателя (его уполномоченного представителя), то договор считается заключенным. В этом случае работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее 3 рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить его в письменной форме (ч. 2 ст. 67 ТК РФ).

При этом неисполнение работодателем, который фактически допустил работника к работе, обязанности оформить письменный трудовой договор в установленный срок, суд может расценить как злоупотребление со стороны работодателя правом на заключение трудового договора вопреки намерению работника заключить такой договор.

Если работник, с которым не оформлен трудовой договор в письменной форме, приступил к работе и выполняет ее с ведома или по поручению работодателя (его представителя) и в интересах работодателя, под его контролем и управлением, то подразумевается наличие трудового правоотношения с таким работником. Соответственно, трудовой договор с ним считается заключенным. В связи с этим доказательства отсутствия трудовых отношений должен представлять работодатель (определение Верховного Суда РФ от 30.09.2019 № 3-КГ19-4, п. 16 Обзора).

Нельзя заключать гражданско-правовые договоры, фактически регулирующие трудовые отношения

Трудовое законодательство не допускает заключения гражданско-правовых договоров, которые фактически регулируют трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 2 ст. 15 ТК РФ).

Если с физическим лицом заключен гражданско-правовой договор, в котором содержатся признаки трудового договора, то существует риск переквалификации такого договора.

Верховный Суд РФ рассмотрел дело, из материалов которого следовало, что с гражданином был заключен договор возмездного оказания услуг. Суд установил, что между сторонами фактически имеют место трудовые отношения, поскольку в договоре ГПХ содержались следующие признаки трудового договора:

  • выполнение трудовой функции по должности работника по обеспечению функционирования номерного фонда отеля;
  • постоянное подчинение работника установленному обществом (работодателем) режиму труда;
  • выполнение работы гражданином лично в одном месте (отеле), указанном работодателем;
  • шестидневная рабочая неделя по согласованному с обществом (работодателем) графику рабочего времени;
  • регулярная оплата за труд дважды в месяц.

Если между сторонами заключен гражданско-правовой договор и суд установит, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям должны применяться положения трудового законодательства. Следовательно, гражданско-правовой договор может быть переквалифицирован в трудовой (определение Верховного Суда РФ от 08.11.2021 № 18-КГ21-100-К4, п. 18 Обзора).


Что делать, если ОФД заблокировал онлайн-кассу из-за DDoS-атак

В настоящее время участились DDoS-атаки на технические средства операторов фискальных данных (ОФД). Иногда злоумышленники используют IP-адрес онлайн-касс добросовестных пользователей. ОФД вынуждены временно блокировать IP-адреса, с которых поступает большое количество запросов. В результате пользователи не могут передать фискальные данные.

По закону фискальный накопитель должен исключать возможность формирования фискального признака для фискальных документов по окончании срока действия ключа фискального признака и в случае, если через 30 календарных дней с момента формирования фискального признака для фискального документа не будет получено подтверждение оператора для этого фискального документа (п. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Если ОФД заблокировал онлайн-кассу, пользователь должен передать фискальные данные ОФД незамедлительно после разблокировки его IP-адреса, но не позднее 30 календарных дней. Ответственности за непередачу ОФД фискальных данных в период блокировки не будет. Такие разъяснения привела ФНС России в письме от 05.05.2022 № АБ-4-20/5532@.


Утверждены формы документов, которые с 2022 года используются при назначении пособий

ФСС России приказом от 08.04.2022 № 119 (далее – приказ № 119) утвердил формы документов, которые работодатели и органы фонда должны использовать с 2022 года при назначении пособий и в целях возмещения понесенных работодателями затрат. Приказ вступит в силу 31.05.2022. ФСС России разработал следующие формы:

  • форма сведений о застрахованном лице (приложение № 1 к приказу № 119)

Такие сведения включают в себя, в частности, персональные данные, паспортные данные, номер счета для перечисления пособий. От физлица указанные сведения необходимо получить при трудоустройстве либо при наступлении страхового случая. В течение 3 рабочих дней с даты получения таких данных работодатель должен передать их в фонд по указанной форме (п. 5 - 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010).

  • форма извещения о представлении недостающих сведений или документов (приложение № 2 к приказу № 119)

Если работодатель предоставит в фонд сведения, необходимые для расчета пособий, не в полном объеме, фонд направляет извещение о предоставлении недостающих сведений и документов. В течение 5 рабочих дней с даты получения извещения работодатель обязан предоставить всю требуемую информацию (ч. 20 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, п. 10 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010).

  • форма извещения о внесении исправлений в электронный листок нетрудоспособности (приложение № 3 к приказу № 119)

Если ФСС России выявит нарушения в сведениях, отраженных в ЭЛН, то в течение 5 рабочих дней с даты закрытия больничного листа фонд направит работодателю извещение с перечнем исправлений, которые нужно внести. В течение 5 рабочих дней с даты получения извещения работодатель должен скорректировать сведения (п. 11 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010).

  • форма заявления о назначении пособия по уходу за ребенком (приложение № 4 к приказу № 119)

Несмотря на беззаявительный порядок выплаты пособий, действующий с 01.01.2022, для назначения пособия по уходу за ребенком работнику требуется написать заявление о назначении такого пособия одновременно с заявлением о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до трех лет (п. 34 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010). Указанное заявление работодатель в течение 3 рабочих дней с даты его подачи должен передать в фонд (п. 35 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010).

  • форма заявления о перерасчете ранее назначенного пособия (отпуска) (приложение № 5 к приказу № 119)

Пересчет уже выплаченного фондом пособия возможен, если изначально (при его назначении) работник не предоставил справку о сумме заработка либо заявление о замене лет расчетного периода (п. 13, 14 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010).

Если физлицо впоследствии предоставит работодателю упомянутые документы (справку о сумме заработка или заявление о замене лет), необходимо, чтобы сотрудник написал заявление о перерасчете пособия по форме из приложения № 5 к проекту приказа. Документы вместе с указанным заявлением работодатель должен передать в фонд не позднее 5 рабочих дней со дня их получения от работника (п. 13, 14 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010).

  • форма уведомления о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком (приложение № 6 к приказу № 119)

Если у работника, получающего ежемесячное пособие по уходу за ребенком, наступают обстоятельства, в связи с которыми выплата пособия должна быть прекращена (например, увольнение, выход на работу на полное время, смерть ребенка), работодатель должен уведомить об этом фонд. Сделать это необходимо в срок не позднее 3 рабочих дней с даты, когда работодателю стало известно об упомянутых обстоятельствах (п. 43 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010).

  • форма выписки из электронного больничного (приложение № 7 к приказу № 119)

С 01.01.2022 листки нетрудоспособности оформляются только в электронном виде (за некоторыми исключениями). При этом по желанию физлица медорганизация вправе выдать ему выписку из электронного больничного (п. 75 Порядка формирования листков нетрудоспособности, утв. приказа Минздрава России от 23.11.2021 № 1089н).

  • форма сведений для оплаты отпуска сотрудника (сверх ежегодного оплачиваемого) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно (приложение № 8 к приказу № 119)

Сведения, необходимые для оплаты отпуска работника в целях лечения, работодатель должен предоставить в фонд за 2 недели до его начала (п. 32(1) Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 № 286). В частности, это сведения из приказа о предоставлении отпуска, данные для расчета оплаты отпуска (информация о расчетном периоде, сумме выплат за расчетный период, о среднемесячном числе календарных дней для определения среднего заработка).


Какие документы нужно выдать работнику в связи с травмой на производстве или профессиональным заболеванием

В письме от 01.03.2022 № 13-4/ООГ-852 Минтруд России перечислил документы, необходимые работнику для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Некоторые из них работнику выдает работодатель.

Степень утраты профессиональной трудоспособности и профессиональное заболевание работника устанавливают федеральные учреждения медико-социальной экспертизы (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"):

  • Главные бюро медико-социальной экспертизы по субъектам РФ, имеющие филиалы – бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах;
  • Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.

Порядок организации и деятельности этих учреждений утвержден приказом Минтруда России от 30.12.2020 № 979н. Из него следует, что для определения степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профзаболевания работника необходимо предоставить:

  • акт о несчастном случае на производстве (составляется работодателем по форме № Н-1, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73);
  • либо акт о случае профессионального заболевания (по форме, утв. постановлением Правительства России от 15.12.2000 № 967);
  • либо заключение госинспектора по охране труда, других должностных лиц (органов), контролирующих охрану труда и соблюдение трудового законодательства, таких как Роструд, Ростехнадзор, Ространснадзор, Роспотребнадзор;
  • либо медицинское заключение о профзаболевании;
  • либо решение суда (при наличии) об установлении факта несчастного случая на производстве или профзаболевания;
  • сведения о трудовой деятельности и стаже работы либо трудовую книжку (при ее наличии).

За сведениями о трудовой деятельности работник может обратиться в ПФР или к своему работодателю. В этом случае работодатель может выдать ему такие сведения на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя).

Освидетельствование пострадавшего проводится в учреждении медико-социальной экспертизы по обращению ФСС России, работодателя или самого пострадавшего (либо его представителя) при наличии документа, подтверждающего факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (п. 7 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности, утв. постановлением Правительства России от 16.10.2000 № 789, далее – Правила). Такими документами могут быть:

  • акт о несчастном случае на производстве;
  • акт о случае профессионального заболевания;
  • решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  • заключение госинспектора по охране труда или других должностных лиц, контролирующих охрану труда и соблюдение трудового законодательства, о причинах повреждения здоровья работника либо медицинское заключение о профессиональном заболевании.

Работодатель, являющийся страхователем работника, также обязан представить в учреждение медико-социальной экспертизы заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию (п. 8 Правил).


Как при приеме на новое рабочее место указать в трудовом договоре гарантии и компенсации

Минтруд России разъяснил вопросы, связанные с отражением в трудовом договоре гарантий и компенсаций, если специальная оценка условий труда на рабочем месте не проводилась.

В трудовом договоре обязательно указываются условия труда работника, а также гарантии и компенсации, которые полагаются работнику, если его работа является вредной или опасной (абз. 7, 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Наличие вредных или опасных условий труда на рабочем месте работника устанавливается по результатам спецоценки (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ). При организации нового рабочего места спецоценка проводится в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию этого места (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ).

Если спецоценка на вновь организованном рабочем месте еще не проводилась, работодатель вправе указать в трудовом договоре на возможность компенсации вредных (опасных) производственных факторов при их последующем выявлении по результатам специальной оценки условий труда.

По результатам спецоценки работнику должны быть предоставлены гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 92, 117, 147 ТК РФ, в зависимости от установленного итогового класса (подкласса) условий труда.

Если условия труда признаны вредными (опасными), работодателю необходимо уведомить работника об этом в письменной форме за два месяца до внесения изменений в трудовой договор (ч. 2 ст. 74 ТК РФ). Затем заключить с ним дополнительное соглашение к трудовому договору, указать в нем конкретный класс (подкласс) условий труда сотрудника, а также предоставляемые ему гарантии и компенсации. 


Размер МРОТ увеличен до 15 279 рублей

Правительство РФ проиндексировало минимальный размер оплаты труда, страховые пенсии неработающих пенсионеров, а также прожиточный минимум. Они увеличатся на 10 процентов.

В результате индексации с 1 июня 2022 года размеры выплат будут составлять:

  • МРОТ – 15 279 руб. (сейчас – 13 890 руб.);
  • Прожиточный минимум:
    • на душу населения – 13 919 руб. (сейчас – 12 654 руб.);
    • для трудоспособного населения – 15 172 руб. (сейчас – 13 793 руб.);
    • для детей – 13 501 руб. (сейчас – 12 274 руб.);
    • для пенсионеров – 11 970 руб. (сейчас – 10 882 руб.).

Напомним, что субъекты федерации самостоятельно устанавливают прожиточный минимум.


Ответы специалистов, аудиторов, справочники

Статьи по бухгалтерии и документообороту

  1. Как в "1С:БГУ 8" отразить покупку прослеживаемых основных средств для использования в деятельности, не облагаемой НДС
  2. Какими проводками отразить использование подотчетным лицом почтовых марок и конвертов сразу после приобретения
  3. По какому коду КОСГУ оплатить раздаточный материал и сертификаты для участников конференции
  4. Нужно ли при оформлении ПКО или РКО ставить на нем штамп "Оплачено" или "Получено"
  5. Как в "1С:БГУ 8" отразить списание прослеживаемых основных средств
  6. Как в "1С:БГУ 8" отразить поступление имущества в казну
  7. Могут ли быть минусы в сведениях (ф. 0503169)
  8. Включаются ли в себестоимость объекта строительства затраты на аренду земельного участка.


Статьи по зарплате и кадровому учету

  1. Как нумеровать записи в бумажной трудовой книжке при исправлении сведений
  2. Должен ли новый работодатель фиксировать выбор новым работником способа ведения трудовой книжки у прежнего работодателя
  3. Как в "1С:ЗУП 8" (ред. 3) оформлять прием на работу трудовым договором, а не приказом о приеме
  4. Нужно ли распечатывать и хранить электронный листок нетрудоспособности
  5. Как рассчитать среднюю и среднесписочную численность работников
  6. Отражается ли в расчете по страховым взносам компенсация за разъездной характер работы
  7. Как в "1С:ЗУП 8" (ред. 3) изменить размер надбавки за вредность с помощью функционала "Условия труда"
  8. Почему в "1С:ЗУП 8" (ред. 3) при формировании ведомости в кассу не попадают сотрудники-иностранцы
  9. Как в программах 1С рассчитать увольнение сотрудника в последний день месяца
  10. Как в программах 1С рассчитать увольнение сотрудника в месяце приема на работу
  11. Можно ли подписать трудовой договор с помощью факсимиле
  12. Как в "1С:ЗУП" (ред. 3) рассчитать увольнение сотрудника во время отпуска по уходу за ребенком
  13. Какие настройки сделать в "1С:ЗУП 8" (ред. 3), чтобы правильно заполнились новые коды в платежных поручениях на выплату зарплаты с 1 мая 2022 года
  14. Можно ли перечислить командированному работнику деньги под отчет на зарплатную карту
  15. Как в "1С:ЗУП" (ред. 3) ограничить удержания
  16. Как в бумажной трудовой книжке изменить фамилию сотрудницы, которая вышла замуж
  17. Можно ли предоставить двойной детский вычет по НДФЛ сотруднице, которая не состоит в браке с отцом ребенка
  18. На сколько сокращается смена при работе ночью и во вредных условиях
  19. Как исправить неправильную запись об увольнении в трудовой книжке, если в ней нет свободного места
  20. Может ли работник приостановить работу в командировке
  21. Нужно ли выдавать расчетные листки при выплате аванса
  22. Можно ли руководителю, который является единственным учредителем, не платить зарплату
  23. Какие сделать настройки в "1С:ЗУП" (ред. 3), чтобы данные в статистическую форму № П-4 заполнялись автоматически
  24. Нужно ли вести воинский учет внешнего совместителя.


1С-Лекторий

Тема лектория Дата лектория
1
Оформление займов сотрудникам и особенности учета доходов в виде материальной выгоды в 2021-2023 годах
19.05.2022
2
Подготовка к переходу на применение организациями бюджетной сферы электронных документов. Серия 1С:Консалтинг для госсектора
24.05.2022

Материал подготовлен при помощи сайта https://its.1c.ru



Возврат к списку