Здравствуйте!
Готовы ответить на ваши
вопросы!

Нажимая на кнопку “Перезвоните мне”,
Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
и даете согласие на обработку персональных данных

Дайджест новостей за октябрь 2021 для бюджетных организаций

08.11.2021

Изменения в релизах 1С

"1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" редакция 1

(релизы: 1.0.68.14)

1) Реализован отчет "Журнал учета полученных, выставленных счетов-фактур" с учетом требований постановления правительства РФ от 2 апреля 2021 г. N 534 (добавлены данные прослеживаемости).

2) В табличную часть "Расшифровка и назначение платежа" документа "Сводная заявка на кассовый расход" добавлен реквизит "Код цели (аналитический код)".

3) В документ "Начисление доходов будущих периодов" добавлен реквизит "КПС счета 210.05", позволяющий указать необходимый КПС для счета 210.05 для отражения льготной аренды.

4) В отчете "Технологический анализ" в раздел "Проверка остатков по счетам ЕПСБУ" добавлена проверка отрицательного кредитового остатка счета 401.40 (рассматривается как ошибка).

5) Обновлен помощник заполнения регистров ОС. Помощник поставляется в виде внешнего файла ЗаполнениеРегистровОС.epf в составе дистрибутива обновления конфигурации.


"1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" редакция 2

(релизы: 2.0.80.21, 2.0.81.38)

1) Реализована поддержка применения счетов 401.41 и 401.49 для учета договоров аренды (безвозмездного пользования), по которым учреждение выступает арендодателем.

2) В документе "Таксировка путевого листа" при вводе данных о заправках цены заполняются по данным контрактов, которые отражены в справочнике "Параметры договоров поставки ГСМ" для топливной карты водителя.

Добавлена возможность ввода документа "Поступление МЗ" на основании документа "Таксировка путевого листа" для отражения в учете поступления заправленного в рейсе топлива.

3) При печати инвентаризационной описи ОКУД 0504087 появилась возможность добавить к наименованию НФА дополнительную аналитику (субконто) при наличии таковой у соответствующей группы счетов при заполнении графы 2 "Наименование объекта нефинансового актива".

4) При перепроведении документа его движения могут измениться по причине изменения алгоритма формирования движений, изменения типовой операции, либо переноса документа из другой программы вместе с движениями. Особенно высока вероятность отличия движений в перенесенных документах ввода остатков.

Добавлен инструмент (отчет) сравнения текущих движений документа и движений, которые будут сформированы при перепроведении. Отчет доступен в меню "Отчеты / Сравнение движений" форм документов и форм списков документов.

5) В декларацию по налогу на имущество в редакции приказа ФНС России от 09.12.2020 № КЧ-7-21/889@ внесены изменения, утвержденные приказом ФНС России от 18.06.2021 № ЕД-7-21/574@.


"1С:Зарплата и кадры государственного учреждения" редакция 3

(релизы: 3.1.19.48, 3.1.18.246, 3.1.19.80)

1) Возможность отражения в мероприятиях трудовой деятельности для ЭТК территориальных условий (РКС, МКС) из территорий выполнения работ, указываемых в документах.

2) Предоставлена возможность регистрировать в качестве социального вычета расходы сотрудников на физкультурно-оздоровительные услуги.

3) Заполнение формы статистики 57-Т за 2021 год в редакции Приказа Росстата от 30.07.2021 № 457, а также расшифровка ее показателей.

4) Расширен состав оснований заключения срочных трудовых договоров.

5) Поддержка многосотрудниковых извещений ФСС.

6) Для экономии экранного места по вертикали и более оптимального задействования распространенных широкоформатных мониторов шапка отчетов стала компактнее. Поля размещены в трех колонках, а заголовки полей - внутри полей в подсказках ввода.

7) Сохранить вариант отчета теперь можно за одну кнопку - см. новый пункт меню "Сохранить в форме отчета". Для задания дополнительных параметров, таких как наименование, размещение и доступность сохраняемого варианта отчета рядом доступна прежняя команда "Сохранить как…".

8) В случае если отчет содержит несколько уровней группировок, то в подменю "Разворачивать до" и в контекстном меню "Уровни группировок" для наглядности выводятся заголовки этих группировок.

9) Пункт меню формы отчета Еще - Прочее - Изменить вариант отчета… перенесен в форму настроек отчета в Еще - Настройки для технического специалиста…, созвучно системной команде "Функции для технического специалиста…" в главном меню.

10) Если в программе настроена синхронизация данных в распределенной информационной базе, то теперь расширения конфигурации, подключенные в главном узле, автоматически передаются и устанавливаются во все подчиненные узлы. Для этого в подчиненном узле достаточно перейти в "Настройки синхронизации данных", нажать ссылку "Установить обновление" и следовать инструкциям помощника обновления (как при получении изменений конфигурации из главного узла).


Правовые новости

В составе ежемесячной бюджетной отчетности за октябрь нужно представить справки (ф. 0503125)

Минфин России и Федеральное казначейство проинформировали главных администраторов средств федерального бюджета, финансовые органы субъектов РФ, государственные внебюджетные фонды о необходимости представить в составе ежемесячной бюджетной отчетности на 01.11.2021 справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125). Срок представления сводных справок (ф. 0503125) в Федеральное казначейство – до 26.11.2021. Соответственно, органы, которые принимают отчетность, установят дату представления справок (ф. 0503125) в пределах этого срока для подведомственных учреждений (п. 10 инструкции, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н).

Справки (ф. 0503125) должны быть сформированы нарастающим итогом с начала финансового года на основании данных, отраженных на 01.10.2021 по счетам:

  • 1 401 20 241, 1 401 20 251, 1 401 20 281, 1 401 10 189, 1 401 10 191, 1 401 10 195 – главными администраторами средств федерального бюджета для консолидации расчетов по безвозмездной передаче (получению) финансовых (кроме денежных средств), нефинансовых активов и обязательств между органами власти и учреждениями одного бюджета, а также разных бюджетов;
  • 1 401 20 251, 1 401 10 189, 1 401 10 191, 1 401 10 195 – финансовыми органами субъектов РФ, государственными внебюджетными фондами для консолидации расчетов по безвозмездной передаче (получению) финансовых (кроме денежных средств), нефинансовых активов и обязательств между субъектами бюджетной отчетности разных бюджетов.

Показатели по счетам 1 401 10 191, 1 401 10 195, 1 401 10 189 отражаются с учетом положений п. 14 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, по соответствующим детализированным кодам видов доходов 2 07 10000 00 0000 180 "Прочие безвозмездные неденежные поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации". Для федерального бюджета указывается код 2 07 10010 01 0000 180 "Прочие безвозмездные неденежные поступления в федеральный бюджет".


Как заполнять строку 18 "Стоимость товара" уведомления об остатках прослеживаемых товаров

Товары, приобретенные до 08.07.2021 и соответствующие перечню, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110, подлежат прослеживаемости (п. 3 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108, далее – Положение № 1108). Другими словами, чтобы произвести с ними какую-либо операцию (например, реализовать), нужно получить РНПТ. Для этого в ФНС России направляется уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (п. 28 Положения № 1108).

Форма и формат уведомления, а также порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@. При этом строка 18 "Стоимость товара" уведомления (далее – строка 18) обязательна к заполнению. Незаполнение этой строки либо указание в ней прочерка противоречит утвержденному формату.

В связи с этим ФНС России в письмах от 01.09.2021 № ЕА-4-15/12341@, № ЕА-4-15/12338@ разъяснила порядок заполнения строки 18. Как отметило ведомство, уведомление формируется на основании сведений первичного учетного документа, оформленного по результатам инвентаризации (акт инвентаризации, инвентаризационная опись и т.д.) товаров, подлежащих прослеживаемости, либо иного первичного документа, отражающего сведения о наличии товара в собственности. Поэтому в строке 18 отражается:

  • остаточная балансовая стоимость основного средства, являющегося прослеживаемым товаром. Если такое основное средство полностью самортизированное, то в строке 18 указывается ноль;
  • пропорциональная часть стоимости всего основного средства (если полностью самортизированное – ноль) либо малоценного имущества, если прослеживаемый товар является составной частью комплекта (набора);
  • стоимость малоценного имущества, учитываемого за балансом, но являющегося прослеживаемым товаром. При этом такая стоимость может указываться в оценке, применяемой организацией (ИП) для организации контроля и учета движения на забалансовых счетах.


Заявления на возврат и зачет налогов нужно будет подавать по новым формам

Приказом ФНС России от 17.08.2021 № ЕД-7-8/757@ внесены изменения в форму заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога, а также в форму заявления о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога. Эти же формы заявлений следует применять налогоплательщикам при возврате (зачете) сбора, страховых взносов, пеней и штрафа. Прежние формы заявлений утверждены приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

Из новых форм заявлений исключен показатель "Налоговый (расчетный) период (код)", но добавлено два новых показателя: "Дата п/п" и "Номер п/п". Новые показатели (дату и номер платежного поручения) следует заполнять при возврате государственной пошлины. В других случаях эти показатели не заполняются.

Также приказом ФНС России № ЕД-7-8/757@ внесены изменения в форму решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога и форму решения о зачете излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога. Эти же формы налоговые органы будут применять при вынесении решений о возврате (зачете) сбора, страховых взносов, пеней и штрафа.

Новые формы заявлений и решений применяются при подаче с 23 октября 2021 года. Новые формы заявлений будут доступны в учетных решениях "1С:Предприятия 8" с выходом ближайших релизов.


Как оформить чек коррекции на возврат прихода в ФФД 1.05

Организации и предприниматели должны применять онлайн-кассу (за исключением установленных законом случаев), в том числе, если возвращают покупателю денежные средства (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). В случае, когда такой возврат был без применения кассовой техники, продавцу следует оформить кассовый чек коррекции (п. 4 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ).

В письме от 23.07.2021 № АБ-4-20/10421@ ФНС России напомнила, что если пользователь применяет ФФД 1.05, реквизит "признак расчета" (тег 1054) для кассового чека коррекции может принимать только два значения – "приход" или "расход" (Таблицы 27, 28 Приложения № 2 к приказу ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@).

Поэтому в случае оформления кассового чека коррекции в отношении расчета "возврат прихода" продавцу ничего не остается, как оформить кассовый чек с признаком расчета "расход". По мнению налоговой службы, дополнительно необходимо заявить в налоговую инспекцию о нарушении и его исправлении.

Отметим, что версии ФФД 1.1, 1.2 позволяют указать в кассовом чеке коррекции признак расчета – "возврат прихода".


ФНС России рассказала, как внедрить электронный документооборот

Многие организации и предприниматели при ведении хозяйственной деятельности по-прежнему обмениваются документами на бумажных носителях.

Это замедляет процесс обмена, увеличивает затраты на доставку документов, приобретение расходных материалов и хранение архивов, а также прибавляет работы сотрудникам всех контрагентов. Кроме того, документы на бумажных носителях легко теряются, а чернила с годами могут выцвести так, что текст невозможно будет разобрать. Избежать этого всего поможет переход на электронный документооборот (ЭДО).

Налоговая служба на своем сайте опубликовала типовые сценарии внедрения ЭДО, которые позволят ознакомиться с основными этапами такого внедрения и помогут комфортно перейти на ЭДО.

В сервисе представлены два сценария внедрения ЭДО:

  • "Первые шаги и быстрый результат" – сценарий предполагает быстрое подключение к системе оператора ЭДО и оперативную настройку обмена электронными документами с контрагентами;
  • "Комплексный подход и дальнейшее развитие" – сценарий предполагает цифровизацию всех бизнес-процессов при переходе на ЭДО и полную интеграцию системы оператора ЭДО с текущей ИТ-архитектурой компании.

Каждый сценарий содержит шаблоны документов, необходимые для каждого этапа.


По каким формам нужно сдавать статотчетность по численности, условиям и оплате труда работников

Росстат утвердил новые формы федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, а также потребностью организаций в работниках по профессиональным группам, составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы, а также указания по их заполнению.

Начиная с отчета за 2021 год, применяются формы:

  • № 1-Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда";
  • № 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников";
  • № 1-Т(ГС) "Сведения о численности и фонде заработной платы, дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих";
  • № 1-Т(МС) "Сведения о численности и фонде заработной платы, дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих";
  • № 57-Т "Сведения о заработной плате работников по профессиям и должностям";
  • № 1 (рабочая сила) "Сведения о составе затрат организации на рабочую силу".

Начиная с отчета в 2022 году, применяются формы:

  • № 1-ПР "Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов";
  • № 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате";
  • № ЗП-здрав "Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала";
  • № ЗП-культура "Сведения о численности и оплате труда работников сферы культуры по категориям персонала";
  • № ЗП-образование "Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала";
  • № ЗП-наука "Сведения о численности и оплате труда работников организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, по категориям персонала";
  • № ЗП-соц "Сведения о численности и оплате труда работников сферы социального обслуживания по категориям персонала";
  • № П-4 (НЗ) "Сведения о неполной занятости и движении работников";
  • № П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников";
  • № 1-З "Анкета выборочного обследования рабочей силы".

Сроки и периодичность предоставления новых форм указаны в них самих. Аналогичные формы, действовавшие ранее, утвержденные приказами Росстата от 18.12.3017 № 839, от 15.07.2019 № 404, от 08.07.2020 № 365, от 24.07.2020 № 412, утратили силу.

Напомним, что обязанность предоставления статистической отчетности в территориальные подразделения Росстата распространяется на организации и предпринимателей, в отношении которых органами статистики проводится сплошное или выборочное наблюдение в соответствии с положениями Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ.

При сплошном наблюдении статистическую информацию обязаны сдавать все организации и ИП, осуществляющие определенный вид деятельности. При выборочном – только те, кому органы статистики сообщили о необходимости предоставления такой информации. Узнать, какие именно статформы должна сдавать организация или предприниматель, можно на портале системы сбора отчетности.


В ФСС России пояснили, как платить пособие по нетрудоспособности внешним совместителям

В московском отделении ФСС России прокомментировали следующую ситуацию. В 2021 году на дату начала болезни работник занят в нескольких организациях:

  • по основному месту работы. Причем у этого же работодателя сотрудник был занят в расчетном периоде (2019 – 2020 г.г.);
  • по совместительству. В качестве совместителя сотрудник начал работать с мая 2021 года.

Весь период нетрудоспособности сотрудник был в отпуске за свой счет на основном месте, а по совместительству – на больничном. Возникает вопрос: кто из работодателей должен оплатить физлицу больничный?

Напомним, что с 01.01.2021 работодатель, как и прежде, оплачивает за счет собственных средств первые три дня болезни, а оставшуюся часть фонд платит за счет бюджетных средств напрямую сотруднику (постановление Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).

Специалисты московского отделения фонда в письме от 17.08.2021 № 15-15/7710-16869л пояснили следующее.

По основному месту пособие сотруднику не положено. Это связано с тем, что за период освобождения от работы без сохранения оплаты труда пособие по нетрудоспособности не назначается (ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). По совместительству также нет права на пособие, так как в расчетный период сотрудник не работал в этой организации.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации пособие по временной нетрудоспособности не положено ни по одному из мест работы.

В комментируемом письме чиновники озвучили еще один важный момент. По их мнению, сотрудник имеет право на пособие по месту работы внешним совместителем, даже если на этой работе он отработал неполный расчетный период. При этом важно, чтобы он поступил на работу в течение первого года расчетного периода, отработал второй год и продолжал работать к моменту наступления страхового случая.

Например, сотрудник заболел в сентябре 2021 года. Он работает в организации "А" как основной работник с 2018 года, а в организации "Б" с августа 2019 года. Расчетным периодом является 2019-2020 г.г. В эти годы сотрудник уже работал в компании "Б". Несмотря на то, что работник устроился совместителем не с начала 2019 года, он все равно имеет право на оплату больничного по обоим местам работы.


Какие документы ИФНС может потребовать при проверке декларации по НДС

При проведении камеральной проверки декларации по НДС инспекция вправе требовать у налогоплательщика дополнительные документы. Но только в случаях, прямо поименованных в ст. 88 НК РФ. При этом состав запрашиваемой документации зависит от конкретной ситуации. Своеобразную шпаргалку по применению положений ст. 88 НК РФ выпустил Минфин России в письме от 30.08.2021 № 03-02-11/69771.

Истребовать дополнительные сведения ИФНС может в следующих случаях:

  • при проверке декларации, если в ней выявлены ошибки или внутренние противоречия, а также если заявленные в ней данные не совпадают с приложенными документами или сведениями, имеющимися у ИФНС. В таком случае налоговая направит налогоплательщику требование о предоставлении пояснений или уточненной декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ).
  • при проверке декларации, в которой заявлен НДС к возмещению (в дополнение к декларации налоговики могут затребовать документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения вычетов в соответствии с п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • при проверке декларации по НДС, если найдены противоречия между данными этой декларации и теми сведениями, которые есть у ИФНС. При этом дополнительный запрос поступит, если указанные противоречия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или завышении суммы возмещения НДС. Инспекторы могут дополнительно запросить у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к соответствующим операциям (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
  • при проверке единой упрощенной декларации, декларации по УСН или ЕСХН, если указанные в них данные не соответствуют сведениям, приведенным в отчете налогоплательщика об операциях с прослеживаемыми товарами или в поданных документах, содержащих реквизиты прослеживаемости. В этом случае дополнительно запрашиваются счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости (п. 8.9 ст. 88 НК РФ);
  • при проверке декларации по НДС, если указанные в ней сведения не совпадают с отчетом об операциях с прослеживаемыми товарами, представленным другими лицами. Здесь также ИФНС может дополнительно получить от налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости (п. 8.9 ст. 88 НК РФ);
  • при проверке отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, если заявленные в нем данные не совпадают с данными отчета, поданного другими лицами. Состав допустимых для запроса со стороны инспекторов документов идентичен предыдущим двум случаям – счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости (п. 8.9 ст. 88 НК РФ).


Кто является плательщиком налога на имущество по объекту аренды

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ недвижимое имущество, переданное во временное владение и пользование, признается объектом обложения налогом на имущество, если оно учитывается на балансе организации в качестве объекта основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Организации (арендодатели и арендаторы), применяющие ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" (утв. приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н), ведут учет объектов аренды самостоятельно в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. При этом согласно нормам ФСБУ предмет аренды может учитываться в составе основных средств:

  • на балансе арендодателя;
  • на балансе арендатора;
  • одновременно на балансе арендодателя и арендатора.

Минфин России разъяснил, кто является плательщиком налога на имущество по арендованному объекту недвижимости в каждом случае.

Если объект недвижимого имущества, переданный в аренду, учитывается в составе основных средств на балансе арендодателя, то налогоплательщиком признается арендодатель.

Если объект недвижимого имущества, полученный в аренду, учитывается на балансе арендатора в составе основных средств, то налогоплательщиком признается арендатор.

Если объект недвижимого имущества учитывается одновременно в бухгалтерском балансе как у арендодателя, так и у арендатора, то в целях исключения двойного налогообложения налог на имущество в отношении объекта аренды уплачивается арендодателем (собственником).


Как с 2022 г. оплачивать дополнительный отпуск сотрудникам, получившим производственную травму (заболевание)

Лица, пострадавшие в результате несчастного случая на производстве либо получившие профессиональное заболевание, имеют право не только на пособие по нетрудоспособности, но также на оплату дополнительного отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого) на весь период санаторно-курортного лечения и проезда к месту отпуска (лечения) и обратно (пп. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

В 2021 году действуют нормы Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375. Согласно Положению № 2375 денежные средства в счет оплаты отпуска фонд самостоятельно перечисляет физлицам на основании полученных от работодателя сведений (п. п. 11 -14 Положения № 2375).

При этом в действующем в настоящее время Положении об оплате дополнительных расходов на реабилитацию пострадавших сотрудников, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 № 286 (далее – Положение № 286), такие новшества не отражены. В нем указано, что оплату дополнительного отпуска производит работодатель и засчитывает ее в счет уплаты взносов "на травматизм" (п. 4 Положения № 286).

Этот момент будет урегулирован с 01.01.2022. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2021 № 1584 в Положение № 286 внесены соответствующие изменения (далее – Изменения).

Отметим, что с 2022 года основные правила оплаты дополнительного отпуска будут такими же, как в текущем 2021 году.

Так, работодатель должен подать в отделение фонда сведения (документы) для оплаты сотруднику дополнительного отпуска не позднее, чем за две недели до даты его начала (п. 11 Положения № 2375, п. 5 Изменений). В настоящее время в фонд представляется приказ страхователя о предоставлении застрахованному лицу отпуска и справка-расчет о размере оплаты отпуска по форме, утв. приказом ФСС России от 04.02.2021 № 26. С 2022 г. сведения нужно будет отразить в одной специальной форме, которую утвердит ФСС России.

При этом такие сведения должны содержать:

  • информацию о сотруднике (включая способ получения денежных средств);
  • данные о расчете отпускных (в частности, средний дневной и средний месячный заработок, количество дней отпуска);
  • информацию из приказа работодателя о предоставлении отпуска.

Предоставить данные можно по выбору: на бумажном носителе либо в электронном виде.

Если работодатель подаст данные не в полном объеме, фонд направит по почте заказным письмом (или вручит под расписку) либо в электронной форме в его адрес извещение о предоставлении недостающих сведений. Получение извещения в электронной форме работодателю необходимо подтвердить в течение одного рабочего дня с даты получения. Недостающие сведения работодатель должен предоставить в течение 5 рабочих дней с даты получения извещения (п. 13 Положения № 2375, п. 5 Изменений).

В течение 5 рабочих дней с даты получения от работодателя всех необходимых документов фонд примет решение об оплате отпуска сотруднику (п. 12 Положения № 2375, п. 4 Изменений). А денежные средства в счет оплаты отпуска фонд перечислит физлицу в течение двух рабочих дней со дня принятия решения об этом (п. 14 Положения № 2375, п. 5 Изменений).


Как заполнять строку 1б корректировочного счета-фактуры, если стоимость отгрузки менялась несколько раз

При составлении корректировочного счета-фактуры в строке 1б указываются номер и дата счета-фактуры, к которому составляется корректировочный счет-фактура, а при заполнении граф по строке А (до изменения) – соответствующие показатели граф счета-фактуры, к которому составляется корректировочный (п. 1, 2 Правил, утв. приложением № 2 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Минфин России в письме от 09.09.2021 № 03-07-09/732123 рассмотрел порядок заполнения строки 1б "к СЧЕТУ-ФАКТУРЕ №_от_, с учетом исправления №_от_" в случае неоднократного изменения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг).

Поскольку корректировочный счет-фактура составляется на разницу между показателями до и после изменения стоимости, то при многоуровневом (повторном) изменении стоимости отгруженного товара (работ, услуг) продавец выставляет новый корректировочный счет-фактуру, перенося в строку 1б номер и дату предыдущего корректировочного счета-фактуры. Другими словами, составляется корректировочный счет-фактура к корректировочному. Аналогичные разъяснения ведомство давало и ранее (см. письмо Минфина России от 12.07.2019 № 03-07-09/51930).

А вот если изменяется стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), стоимость которых ранее не менялась и в отношении которых корректировочный счет-фактура не составлялся (т.е. происходит многократная корректировка реализации), действует иной порядок. В такой ситуации продавец составляет новый корректировочный счет-фактуру, в котором по строке 1б указываются реквизиты (номер и дата) счета-фактуры, выставленного при отгрузке. Иначе говоря, применяется обычный порядок, когда к счету-фактуре составляется корректировочный.


Минфин России раскрыл нюансы оформления авансовых счетов-фактур в сложных ситуациях

При получении предоплаты налогоплательщик НДС составляет и выдает покупателю счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). Минфин России в письме от 09.09.2021 № 03-07-09/73118 разъяснил порядок оформления счета-фактуры в нетривиальных ситуациях.

Во-первых, ведомство указало: при внесении в авансовый счет-фактуру данных о наименовании поставляемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) необходимо руководствоваться соответствующими сведениями из договора с покупателем. Таким образом, если на дату поступления предоплаты неизвестно, какие конкретно товары будут отгружены, то в счете-фактуре следует указать обобщенное наименование товаров или групп товаров, как они сформулированы в договоре. Такое возможно, если отгрузка производится в соответствии с заявкой (спецификацией), оформляемой после оплаты.

Во-вторых, отмечено, если предоплата получена под поставку товаров, которые облагаются НДС по разным ставкам (10 и 20 %), то в счете-фактуре нужно либо выделять товары в отдельные позиции, исходя из сведений, содержащихся в договорах, с указанием соответствующих ставок налога, либо приводить обобщенное наименование товаров с указанием ставки 20/120.

В-третьих, авторы документа отметили, что если в течение пяти календарных дней со дня получения предоплаты в счет нее осуществляется отгрузка, то счета-фактуры на аванс выставлять не нужно. Заметим, такую позицию Минфин России занимал и ранее (см. письмо Минфина России от 29.03.2021 № 03-07-14/22553). Также, по мнению авторов письма, составлять счет-фактуру не требуется, если предоплата получена в счет поставки товаров (работ, услуг), которые не облагаются НДС.

Четвертая ситуация, рассмотренная Минфином России в комментируемом письме, касается предоплаты, которую получает посредник, осуществляющий реализацию товаров от своего имени. В этом случае авансовый счет-фактуру для покупателя также должен оформлять посредник, но в книге продаж этот документ не регистрируется. Данные из такого счета-фактуры затем "перекочуют" в счет-фактуру, который выдаст посреднику собственник товара (комитент, принципал).

Финансовое ведомство дополнительно отметило, что при получении аванса под отгрузку облагаемых и необлагаемых товаров разделить эти суммы невозможно, то есть НДС придется заплатить со всей поступившей суммы. Таким образом, авансовый счет-фактура выставляется на всю поступившую сумму.

После отгрузки часть налога, которая приходится на облагаемые товары (работы, услуги), принимается к вычету в обычном порядке. А налог, уплаченный с предоплаты за необлагаемые товары, подлежит возврату или зачету по правилам ст. 78 НК РФ.


Минфин России разъяснил, как способ оплаты медосмотров работников влияет на базу по страховым взносам и налогу на прибыль

Отдельные категории работников обязаны проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры (ст. 213 ТК РФ). Обязанность организовывать такие медосмотры (заключать договор с медицинской организацией и оплачивать их проведение за счет собственных средств) возлагается на работодателя (ст. 212 ТК РФ).

На практике сотрудники могут самостоятельно нести расходы на прохождение медосмотров, а работодатели возмещают им денежные средства. Минфин России в письме от 06.09.2021 № 03-03-06/1/71913 пояснил, что от способа организации (оплаты) медосмотров зависит порядок обложения взносами.

Так, согласно п. 1 ст. 421 НК РФ взносами облагаются, в частности, выплаты физлицам в рамках трудовых отношений (п. 1 ст. 420 НК РФ). Суммы, которые относятся к объекту обложения взносами, но освобождены от них, перечислены в ст. 422 НК РФ.

Если расходы на медосмотр несет работодатель, то обязанности начислять страховые взносы не возникает, так как денежные средства перечисляются не физлицам, а медучреждению.

Когда работодатель компенсирует сотрудникам затраты на медосмотр, необходимо исчислить взносы. Это связано с тем, что такая компенсация признается выплатой в рамках трудовых отношений и не упоминается в ст. 422 НК РФ в качестве освобождаемой от взносов.

Ведомство также обратило внимание на ситуацию, когда медосмотры осуществляются медорганизацией в рамках договоров ДМС или договоров на оказание медицинских услуг работникам. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 422 НК РФ платежи в пользу физлиц по указанным договорам, заключенным на срок не менее года, взносами не облагаются. Таким образом, если медосмотры проводятся, к примеру, в рамках договора ДМС сроком действия не менее года, платить страховые взносы не нужно.

Что касается налога на прибыль, по мнению ведомства, затраты на медосмотр уменьшают налогооблагаемую прибыль. Поскольку такие затраты работодатель несет по требованию ТК РФ, они являются обоснованными и экономически оправданными (п. 1 ст. 252 НК РФ).

При этом Минфин России не упоминает о влиянии на налогообложение прибыли порядка оплаты медосмотров: самим работодателем или работником с последующим возмещением затрат организацией. Из этого можно сделать вывод, что способ несения затрат на организацию медосмотров не имеет значения при расчете налога на прибыль.


ФНС России рассказала о применении нулевой ставки по налогу на прибыль медицинскими и образовательными организациями

В некоторых случаях организации, претендующие на налоговую льготную ставку по налогу на прибыль, сначала должны подать в ИФНС заявление, подтверждающее соответствие условиям применения льготы. В частности, такая обязанность предусмотрена для медицинских и образовательных организаций, прибыль которых может облагаться на нулевой ставке. Заявление подается не позднее, чем за один месяц до начала налогового периода, с которого медицинская (образовательная) организация планирует применять ставку 0% (п. 1.1 ст. 284, ст. 284.1 НК РФ). При этом в ст. 284.1 НК РФ не указано, влечет ли нарушение этого срока отказ в применении льготы.

По мнению ФНС России, пропуск срока подачи заявления о выполнении условий применения нулевой налоговой ставки не является основанием для лишения льготы и доначисления налога на прибыль (Письмо от 25.08.2021 № СД-4-3/11995@). Эта выгодная для налогоплательщиков позиция обосновывается следующим образом.

Нулевая налоговая ставка позволяет налогоплательщику не уплачивать налог, а значит, является налоговой льготой (п. 1 ст. 56 НК РФ). Причем подача в ИФНС налоговой декларации по налогу на прибыль с указанием в ней нулевой ставки уже сама по себе является заявлением налогоплательщика о применении этой льготы (п. 1 ст. 80 НК РФ). Проводя камеральную налоговую проверку, ИФНС вправе истребовать у налогоплательщика документы и пояснения, подтверждающие его право на льготу (п. 5, 6 ст. 88 НК РФ). Кроме того, п. 6 ст. 284.1 НК РФ требует от медицинских (образовательных) организаций представить вместе с годовой декларацией по налогу на прибыль сведения о доле дохода от соответствующей деятельности и численности персонала, что необходимо для подтверждения выполнения условий применения нулевой ставки.

Таким образом, вопрос о предоставлении налоговой льготы можно решить по результатам камеральной проверки, в рамках которой исследуются направленные налогоплательщиком (имеющиеся у налогового органа) документы и пояснения, подтверждающие выполнение условий для использования льготы. Следовательно, если нарушения не установлены, доначисление налога является неправомерным.

В заключение представители ФНС России ссылаются на решения арбитражных судов, где представлена аналогичная точка зрения (см. определение ВС РФ от 18.09.2018 № 304-КГ18-5513, постановление АС Уральского округа от 24.04.2019 № Ф09-1264/19, постановление АС Московского округа от 24.10.2018 № Ф05-17039/2018).


Нужно ли заполнять графы 12, 12а и 13 электронного счета-фактуры, если товар не подлежит прослеживаемости

При реализации товаров по Перечню, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110, продавец (поставщик) обязан оформить счет-фактуру в электронной форме, исключение составляют отдельные случаи (п. 1.1 ст. 169 НК РФ).

При этом в счете-фактуре на реализацию прослеживаемого товара обязательному заполнению подлежат графы 12 и 12а (указывается количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости), а также 13 (указывается количество прослеживаемого товара) (п. 2 (2) Правил заполнения счета-фактуры, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Для этих реквизитов форматом счета-фактуры, утв. приказом ФНС России от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@, предусмотрена таблица 5.17 "Сведения о товаре, подлежащем прослеживаемости". Однако элементы этой таблицы не формируются (не визуализируются) при реализации товара, который не подлежит прослеживаемости.

Об этом ФНС России сообщила в письме от 09.09.2021 № ЕА-4-15/11188@. Кроме того, она напомнила, что в бумажном счете-фактуре на непрослеживаемый товар графы 12-13 могут также не формироваться или оставаться незаполненными.


ФНС России будет начислять налоги на недвижимость, права на которую возникли до введения госрегистрации

В письме от 04.10.2021 № БС-4-21/13984@ ФНС России отметила, что физические лица и организации могут иметь на праве собственности (праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения) объекты недвижимости, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон № 122-ФЗ). Напомним, этот закон вступил в силу с 31 января 1998 г.

Объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет (в том числе технический) которых не осуществлен, но права зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) и не прекращены и им присвоены условные номера, считаются ранее учтенными объектами недвижимости. При этом права на ранее учтенные объекты недвижимости, возникшие до вступления в силу Закона № 122-ФЗ, признаются юридически действительными также при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Это следует из ч. 1, 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон № 218-ФЗ).

Документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона № 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ). При этом в случае отсутствия в ЕГРП информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Закона № 122-ФЗ. Такие документы имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ). Отметим, что сведения ЕГРП считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН (ч. 6 ст. 72 Закона № 218-ФЗ).

Из вышесказанного следует, что налогоплательщики земельного налога и налога на имущество в отношении ранее учтенных объектов недвижимости определяются на основании документов, подтверждающих в соответствии с законодательством РФ возникновение у них права собственности и других вещных прав на такие объекты недвижимости. При этом в настоящее время в России ведется активная работа по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости с целью отражения сведений о ней в ЕГРН и последующего сообщения об этом налоговым органам (ст. 69.1 Закона № 218-ФЗ). Порядок взаимодействия налоговых органов с органами Росреестра по этому вопросу приведен в комментируемом письме.

Так, органы Росреестра будут информировать налоговиков о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в соответствии с п. 1, 2 приказа ФНС России от 05.02.2021 № ЕД-7-21/126@. До технической реализации передачи таких сведений налоговые органы запрашивают у Росреестра содержащиеся в ЕГРН персональные данные правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости (при их отсутствии в объеме, необходимом для постановки на учет в налоговом органе владельца объекта), а также реквизиты, включая дату документа-основания. Полученная от Росреестра информация вводится в информационную систему ФНС России и используется для целей исчисления налогов по этой недвижимости.


Как при суммированном учете рабочего времени учитывать отсутствие сотрудника по уважительным причинам

При суммированном учете рабочего времени сотрудник, не отработавший норму рабочего времени по уважительной причине, не обязан отрабатывать время своего отсутствия. Такой вывод сделан в письме Минтруда России от 01.09.2021 № 14-6/ООГ-8378.

В ведомстве напомнили, что при суммированном учете рабочего времени норма определяется за учетный период, исходя из еженедельной продолжительности рабочего времени. При этом применяются правила, установленные приказом Минздравсоцразвития от 13.08.2009 № 588н. Так, норма времени, отработанная за учетный период, должна быть равна норме по производственному календарю.

Для сотрудников, которые работают неполное рабочее время, норма определяется с учетом ставки, то есть установленная производственным календарем норма уменьшается.

Работник не всегда имеет возможность полностью отработать норму рабочего времени, рассчитанную работодателем на определенный период при суммированном учете рабочего времени. В частности, он может отсутствовать в связи с болезнью, отпуском, исполнением государственных обязанностей (явка по повестке, исполнение обязанностей присяжного и т.д.) и по другим уважительными причинам, которые по закону являются поводом для освобождения от работы.

Отрабатывать время такого отсутствия работник не должен, поскольку эта обязанность не предусмотрена законодательством. Это означает, что при подсчете нормы рабочих часов в учетном периоде работодатель должен исключить время отпусков, больничных и иных периодов освобождения от работы с сохранением рабочего места.

Также ведомство отметило, что если в соответствии локальным актом работнику с суммированным учетом рабочего времени за каждый месяц учетного периода выплачивается фиксированный оклад, то при выполнении нормы времени, установленной графиком работы на этот месяц, ему выплачивается установленный оклад (независимо от фактически проработанных часов). Другими словами, при такой системе оплаты размер оклада не зависит от фактически отработанных часов по графику в каждом месяце учетного периода.

Однако не стоит понимать это разъяснение буквально. Так, если учетный период – месяц, то сотрудник должен получить оплату в соответствии с отработанной нормой.

Например, если учетный период составляет месяц и сотрудник был в отпуске 14 дней в октябре 2021 года (из них по графику у него 11 рабочих дней), то за 14 дней он должен получить отпускные, а за оставшиеся 10 дней (или 80 часов) по норме времени – оплату труда.

По нашему мнению, нельзя говорить о получении полного оклада за учетный период, если норма в целом за учетный период не выполнена (причина неважна). В этом случае оплата в целом за учетный период должна осуществляться с учетом фактически отработанного времени.


Как подтвердить страховой стаж работника за период до перехода на электронную трудовую книжку

Подтвердить работодателю свой страховой стаж за периоды, предшествующие переходу на электронную трудовую книжку, работник может справками с предыдущих рабочих мест, бумажной трудовой книжкой и другими документами, содержащими сведения о его работе. К такому выводу пришли специалисты Минтруда в письме от 30.09.2021 № 14-6/ООГ-9289 и ФСС России в письме от 28.09.2021 № 02-08-01/13-03-16608.

От размера страхового стажа работника зависит величина пособия по временной нетрудоспособности (ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Согласно п. 10 Правил расчета и подтверждения страхового стажа, утв. приказом Минтруда России от 09.09.2020 № 585н, в случаях, когда трудовая книжка работника не ведется, стаж может подтверждаться:

  • за период до 31 декабря 2019 года – трудовым договором;
  • за период с 1 января 2020 года – сведениями из электронной трудовой книжки. Если таких сведений нет или данные неточные, то в подтверждение периодов работы принимаются другие документы, а именно: трудовые договоры, справки, выданные работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу зарплаты.

Ранее это положение вызывало вопросы у работников и у работодателей. Если воспринимать его буквально, то получается, что подтвердить стаж до 31.12.2019 можно только трудовым договором. В Минтруде и ФСС России пояснили, что это не так. Если у работника, перешедшего на электронную трудовую книжку, нет бумажной трудовой книжки или электронных сведений о трудовой деятельности либо если в них содержатся некорректные данные или отсутствуют сведения о некоторых периодах работы, то для подтверждения стажа до 31.12.2019 (помимо трудового договора) могут приниматься и другие документы, в том числе:

  • справки, выданные работодателями или государственными (муниципальными) органами;
  • выписки из приказов (например, о приеме на работу и увольнении);
  • лицевые счета;
  • ведомости на выплату заработной платы.


Как заполнять книгу покупок при приобретении прослеживаемого товара

С 1 июля 2021 года применяется обновленная форма книги покупок. Изменения внесены постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 № 534 и связаны с введением системы прослеживаемости. Так, форма книги дополнена графами 17-19, а графа 16 изменила свое назначение.

В них указывается:

  • в графе 16 – регистрационный номер декларации на товары (ранее он именовался "регистрационный номер таможенной декларации" и указывался в графе 13) или регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости, куда переносятся сведения из графы 11 счета-фактуры;
  • в графе 17 – код количественной единицы измерения, используемой в целях прослеживаемости, для отражения сведений из графы 12 счета-фактуры;
  • в графе 18 – количество товара, подлежащего прослеживаемости, в единице измерения, используемой в целях прослеживаемости, для отражения сведений из графы 13 счета-фактуры;
  • в графе 19 – стоимость товара, подлежащего прослеживаемости, без НДС, в рублях.

ФНС России разъяснила некоторые особенности заполнения указанных граф.

В письме от 30.09.2021 № ЕА-4-15/13856@ налоговая служба отметила, Правилами ведения книги покупок, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, не предусмотрено особенностей заполнения граф 16-19 книги покупок, если приобретенный прослеживаемый товар будет использоваться в операциях, облагаемых и не подлежащих обложению НДС.

В такой ситуации при регистрации счета-фактуры в графы 16-19 книги покупок переносятся реквизиты прослеживаемости и стоимость прослеживаемого товара в полном объеме независимо от суммы НДС, которую налогоплательщик заявляет к вычету с учетом положений п. 4 ст. 170 НК РФ.

Также этот порядок применяется и в случае принятия к вычету НДС частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет товаров, подлежащих прослеживаемости.

Иначе говоря, сумма НДС, который заявляется к вычету в текущем налоговом периоде и отражается в графе 15 книги покупок, может не соответствовать стоимости прослеживаемого товара, указанной в графе 19 книги покупок. При этом такой подход не приведет к неправильному заполнению декларации по НДС, поскольку в декларацию попадают данные из графы 15.

Кроме того, ФНС России отметила, если права на вычет у налогоплательщика нет или он его не реализовал, т.е. в отчетном периоде не будет записи в книге покупок, то такие операции не отражаются ни в декларации по НДС, ни в отчете об операциях с прослеживаемым товаром.

В письме от 04.10.2021 № ЕА-4-15/14004@ налоговая служба рассказала, как заполнять книгу покупок в отношении прослеживаемых товаров, которые импортированы в Россию и выпущены для внутреннего потребления. В этом случае в графе 3 книги покупок указывается регистрационный номер декларации на товары (пп. "е", "у" п. 6 Правил ведения книги покупок, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). ФНС России отметила, что в этом случае графы 16-19 книги покупок не заполняются.


Относится ли моноблок к прослеживаемым товарам? На этот и другие вопросы ответила ФНС России

Если поставщик выставил бумажный счет-фактуру вместо электронного

При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, поставщики обязаны выставить электронные счета-фактуры (УПД) с регистрационным номером партии товара, подлежащего прослеживаемости (далее – РНПТ), и другими реквизитами прослеживаемости (п. 1.1 ст. 169 НК РФ).

Нарушение формы выставления счета-фактуры не лишает покупателя права на вычет по нему, если можно идентифицировать реализуемый товар, стороны сделки, ставку и сумму налога (абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ). Поэтому по бумажному счету-фактуре покупатель сможет принять к вычету НДС по прослеживаемому товару. Что касается ответственности для продавца, то до 1 июля 2022 года в рамках переходного периода она не установлена. Об этом контролирующие органы сообщали и ранее (письма Минфина России от 11.08.2021 № 27-01-22/64473, ФНС России от 19.08.2021 № ЕА-4-15/11700).

При этом ФНС России подчеркивает, что продавец при реализации прослеживаемых товаров обязан обеспечить наличие и правильность указания реквизитов прослеживаемости (в том числе РНПТ) в счете-фактуре и УПД, а покупатель удостовериться в наличии и правильности указанного РНПТ (п. 13 Положения, утв. постановлением Правительства России от 01.07.2021 № 1108, далее – Положение № 1108). При отсутствии РНПТ в полученном от поставщика счете-фактуре (УПД) или при наличии ошибок в нем покупателю следует попросить поставщика выставить исправленный счет-фактуру (УПД) и указать в нем корректный РНПТ.

Отметим, что если исправленный счет-фактура будет выставлен после сдачи декларации по НДС за период отгрузки, вопрос о необходимости сдачи уточненной отчетности решается с учетом положений статьи 81 НК РФ. По правилам п. 1 ст. 81 НК РФ обязанность сдавать уточненку есть только при обнаружении факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога. Если указанные ошибки не привели к занижению, то уточненную декларацию сдавать необязательно.


Если прослеживаемый товар приобретен через подотчетное лицо

Подотчетное лицо, которое покупает прослеживаемый товар для работодателя, действует в его интересах. В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ при совершении одним лицом действий в интересах другого лица ему оформляется доверенность в письменной форме. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

В связи с тем, что физическое лицо, приобретая прослеживаемый товар, действует от имени организации или ИП, продавец обязан оформить электронный счет-фактуру с указанием реквизитов прослеживаемости (п. 3 ст. 168, п. 1.1 ст. 169 НК РФ). Если такую доверенность подотчетное лицо не предъявляет, то продавец оформляет реализацию прослеживаемого товара в порядке, установленном для розничной продажи. В этом случае прослеживаемость товара прекращается незаконно, поскольку в соответствии с пп. "в" п. 4 Положения № 1108 прослеживаемость прекращается только при реализации товаров физлицам для использования в личных целях. Аналогичные разъяснения ранее давал Минфин России (письмо от 23.08.2021 № 27-01-22/67650).

Поэтому налоговая служба рекомендует покупать прослеживаемые товары через подотчетных лиц только при наличии у них доверенности. Подчеркнем, что приобретение прослеживаемого товара через подотчетное лицо не освобождает покупателя от учета этого имущества в качестве прослеживаемого.


Если прослеживаемый товар включен в комплект (набор)

При объединении товаров в набор или комплект (например, включения монитора в состав автоматизированного рабочего места, далее – АРМ) такое включение не является основанием для прекращения прослеживаемости, поскольку не происходит переработки товара, изменения его первоначальных физических характеристик, товар не становится неотъемлемой частью другого имущества.

При дальнейшей реализации указанного комплекта необходимо составить электронный счет-фактуру (УПД), поскольку происходит реализация прослеживаемого товара. Если в наборе несколько прослеживаемых товаров, то реквизиты прослеживаемости указываются по каждому в подстроках к строке с этим набором.

Напомним, что недавно ФНС России пояснила, что в целях системы прослеживаемости говорить о переработке можно при одновременном соблюдении двух условий:

1) перерабатываемый товар становится неотделимой (неотъемлемой) частью готового товара;

2) меняется код единой ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков.


Если приобретен моноблок (ноутбук)

Финансовое ведомство напомнило, что к прослеживаемым относятся импортные товары, перечень кодов ТН ВЭД которых определен постановлением Правительства России от 01.07.2021 № 1110. В частности, к прослеживаемым относятся мониторы и проекторы, не включающие в состав приемную телевизионную аппаратуру (код ТН ВЭД 8528).

Что касается моноблока, то его код 8471 "Вычислительные машины и их блоки; магнитные или оптические считывающие устройства, машины для переноса данных на носители информации в кодированной форме и машины для обработки подобной информации, в другом месте не поименованные или не включенные". Он не включен в перечень кодов прослеживаемых товаров. Поэтому моноблок не относится к прослеживаемым товарам.

По нашему мнению, аналогичные выводы следует сделать и в отношении ноутбуков (код ТН ВЭД 8471), а также компьютеров в сборе. При этом если приобретается отдельно монитор и системный блок, то это комплект, в котором монитор относится к прослеживаемым товарам.


Если прослеживаемый товар списан со счетов бухгалтерского учета

В соответствии с пп. "б" п. 4 Положения № 1108 прослеживаемость прекращается при выбытии товаров, не связанном с реализацией, в результате которого у участника оборота прослеживаемых товаров прекращается право собственности на него. Это может произойти вследствие захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения, безвозвратной утраты товаров из-за действий непреодолимой силы.

В случае прекращения прослеживаемости участник подает отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (п. 33 Положения № 1108). Отчет представляется по форме и формату, утв. приказом ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@ (далее – Приказ № ЕД-7-15/645@).

В соответствии с приложением № 1 "Виды операций с товарами, подлежащими прослеживаемости" к порядку заполнения отчета, утв. Приказом № ЕД-7-15/645@, отчет сдается всеми участниками оборота прослеживаемых товаров с кодами:

  • 02 – при захоронении, обезвреживании, утилизации или уничтожении товара;
  • 03 – при уничтожении или безвозвратной утрате товара вследствие действия непреодолимой силы.

Из этого следует, что само по себе списание прослеживаемого товара со счетов бухгалтерского учета при отсутствии указанных выше операций и сохранении права собственности на этот товар не требует подачи отчета об операциях с прослеживаемым товаром. Это подтвердила ФНС России в комментируемом письме.


Если прослеживаемый товар безвозмездно получен от физлица для собственных нужд

В соответствии с п. 3 Положения № 1108 прослеживаемости подлежат товары, перечень которых утвержден постановлением Правительства России от 01.07.2021 № 1110, если они:

  • ввезены на территорию РФ из любой третьей страны (но не только из стран – участниц ЕАЭС) и выпущены в соответствии с таможенной процедурой таможенного потребления;
  • ввезены на территорию РФ из любой третьей страны (но не только из стран – участниц ЕАЭС), но не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с: 

- конфискацией и иным изъятием в пользу РФ;

- обращением взыскания по решению суда в счет уплаты государственных платежей (таможенных пошлин, налогов и др.);

- задержанием таких товаров на таможне;

  • находятся на территории РФ на дату вступления в силу постановления № 1110, а ввезены были ранее.

При этом Положение № 1108 не содержит специальных положений о порядке получения РНПТ на товары, которые получены от физических лиц. В связи с этим налоговое ведомство сочло возможным получать РНПТ на такие товары путем подачи Уведомления об остатках, форма и порядок заполнения которого утверждены Приказом № ЕД-7-15/645@.

Уведомление необходимо подавать перед совершением операций с прослеживаемыми товарами (например, реализация, передача в производство, а также уничтожение, утилизация) с признаком "1" (п. 28 Положения, п. 1 Приложения № 7 к Приказу № ЕД-7-15/645@).


Ответы специалистов, аудиторов, справочники

Статьи по бухгалтерии и документообороту

  1. По какой стоимости принять к учету недвижимое имущество, приобретенное по договору купли-продажи
  2. По какому коду КОСГУ выплачивать сохраняемый заработок на период трудоустройства уволенного сотрудника
  3. Как передать в безвозмездное пользование отдельные помещения в здании
  4. Как отразить в учете утилизацию медицинских отходов
  5. Как в "1С:БГУ 8" вести учет представительских расходов
  6. Как отразить в учете капитальный ремонт зданий, которые находятся на балансе другого учреждения
  7. Как отразить перенос кредиторской задолженности с КФО 4 на КФО 5
  8. По какому КПС принимать к учету ТМЦ, приобретенные в рамках национального проекта
  9. Какими проводками отразить замену монитора в компьютере (АРМ)
  10. Отражать ли в графе 8 раздела 1 отчета (ф. 0503128) закупку у единственного поставщика, если конкурс признан несостоявшимся
  11. Какими проводками исполнителю отразить оказание услуг в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования
  12. Как внести в план ФХД контракт, который заключается на срок более 3 лет
  13. Нужно ли при продаже физлицу в кассовом чеке указывать наименование покупателя
  14. Как понять, на какой счет (101 34 или 101 36) относить основные средства
  15. По какому коду КОСГУ отразить расходы, связанные с отключением электроэнергии вследствие задолженности по оплате
  16. По каким КВР и КОСГУ выплатить задолженность по зарплате работникам МУПа, переданную администрации по договору цессии
  17. Когда дебиторскую задолженность по авансу считать просроченной в случае расторжения контракта
  18. Как принимать к учету счета на уплату взносов на капитальный ремонт, которые выставлены за прошлые годы
  19. Кто должен сдать отчет по прослеживаемым товарам не позднее 25 октября 2021 г.
  20. Начислять ли плату за проживание студентов в общежитии в доходах будущих периодов на счете 401 40
  21. Какими проводками отразить передачу автомобиля в уставный капитал ООО
  22. Какими проводками отразить возмещение работником суммы пособия, излишне перечисленного ФСС РФ
  23. Как учреждению принять к учету имущество и обязательства, полученные в результате реорганизации МУПа
  24. Как вести учет продуктов питания, мягкого инвентаря, предметов личной гигиены, приобретенных для детей-сирот
  25. Как учитывать бесплатные лицензии на ПО
  26. Какими проводками отразить недостачу наличных денежных средств в инкассаторской сумке и излишек в кассе
  27. Можно ли включить материально ответственное лицо в состав инвентаризационной комиссии
  28. С какой периодичностью списывать на счет 401 10 расходы со счетов 109 80 и 109 60
  29. Переделывать ли проводки по оплате четырех дней для ухода за ребенком-инвалидом после выхода письма Минфина России
  30. Нужно ли перенести кредиторскую задолженность перед бывшим работником со счета 208 00 на счет 302 00
  31. Какими проводками отразить установку программного обеспечения на компьютер
  32. Какой код КОСГУ указывать в номерах счетов 304 06, 304 86
  33. Что делать работодателю, если работник контактировал с лицом, у которого коронавирус
  34. Нужно ли применять счет 507 10 при отражении возврата дебиторской задолженности прошлых лет
  35. Как в "1С:БГУ 8" отразить продажу основных средств
  36. Должны ли совпадать КБК в номерах счетов отправителя и получателя при централизованном снабжении
  37. Нужно ли составлять справку (ф. 0503125) по счету 303 05
  38. Как в "1С:БГУ 8" отразить перечисление денежных средств на депозитный счет суда
  39. Как учесть набор автомобилиста
  40. Как отражать в учете дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
  41. Что должно быть в аптечке для первой помощи работникам.


Статьи по зарплате и кадровому учету

  1. Можно ли взыскать с работника излишне выплаченную зарплату
  2. Можно ли перечислить пособие по нетрудоспособности на карту, не принадлежащую работнику
  3. Как платить зарплату и компенсацию отпуска умершему сотруднику
  4. Какие страховые взносы уплачиваются с вознаграждения физическому лицу по агентскому договору
  5. Как в "1С:ЗУП 8" (ред. 3) пользоваться справочником "Группы сотрудников"
  6. Как в расчете по страховым взносам отразить необлагаемые выплаты
  7. Как заполнять расчет по страховым взносам, если по договору ГПХ не было выплат
  8. Как начать вести зарплату в "1С:ЗУП 8" (ред. 3)
  9. Как в расчете по страховым взносам отразить плату работнику за аренду автомобиля
  10. Как начислить и выплатить родственникам зарплату умершего сотрудника в "1С:ЗУП 8" (ред. 3)
  11. Как заполнять расчет 6-НДФЛ, если налог с зарплаты перечисляется в разные дни
  12. Как в программах 1С начислить пособие, если период болезни совпал с учебным отпуском
  13. Нужно ли сдавать 6-НДФЛ, если организация арендует помещение у физлица, не являющегося ее работником
  14. Как в расчете 4-ФСС отразить выплаты, не облагаемые взносами
  15. Как правильно заполнять расчет 6-НДФЛ – в рублях или в рублях и копейках
  16. Когда платить зарплату за октябрь 2021 года
  17. Можно ли указать в СЗВ-ТД несколько кадровых мероприятий
  18. Как обновить производственный календарь в "1С:ЗУП 8" (ред. 3) в связи с нерабочими днями с 30 октября по 7 ноября 2021 года
  19. Как в программах 1С пересчитать НДФЛ, если сотрудник был резидентом, а стал нерезидентом
  20. Как начислить зарплату за нерабочие оплачиваемые дни с 30 октября по 7 ноября 2021 г. в программах 1С
  21. Как оформить и оплатить нерабочие дни, объявленные в регионе
  22. Как оплачивать период нерабочих дней сотрудникам со сдельной оплатой труда
  23. Как оформлять бумажные трудовые книжки по новым правилам.


1С-Лекторий

Тема лектория Дата лектория
1
Единый онлайн-семинар 1С для бухгалтеров и руководителей
06.10.2021
2
НДС: новая отчетность за III квартал 2021 года, практика применения законодательных новшеств
07.10.2021
3
Маркировка лекарственных средств на примере "1С:Аптека"
12.10.2021
4
Различные виды нестандартных выплат на примере "1С:ЗУП", ред.3
14.10.2021
5
Неисключительные права пользования НМА: примеры исправления ошибок в учете. Серия 1С:Консалтинг для госсектора
14.10.2021
6
Маркировка лекарственных средств на примере "1С:Управление аптечной сетью" и "ОКСи:Рабочее место кассира"
19.10.2021

Материал подготовлен при помощи сайта https://its.1c.ru


Возврат к списку