Здравствуйте!
Готовы ответить на ваши
вопросы!

Нажимая на кнопку “Перезвоните мне”,
Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
и даете согласие на обработку персональных данных

Дайджест новостей за ноябрь 2021 для бюджетных организаций

02.12.2021

Изменения в релизах 1С

"1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" редакция 1

(релизы: 1.0.69.2, 10.69.3)

1) В соответствии с положениями приказа Минфина России от 23.06.2020 N 119н и письма Казначейства России от 13.10.2021 N 95-09-11/29-458 "О проведении мероприятий по реализации Порядка N 119н" с 01.01.2022 вступает в силу утвержденный "Порядок санкционирования операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета".

2) В платежно-расчетных документах реализована возможность указания в печатных формах и файлах выгрузки идентификационных кодов поступлений и идентификационных кодов выплат.

3) Для этого при отражении операций по КФО 3 в документах "Заявка на кассовый расход", "Заявка на кассовый расход (сокращенная)", "Кассовое выбытие", "Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа" добавлена графа "Направление", в документе "Заявка на возврат" - графа "Направление расходования ВР". Графа отображается, если в информационной базе настроена единая дополнительная аналитика "Виды целевых средств" на "связанных" счетах (устанавливается помощником "Настройка дополнительного аналитического учета на счетах планирования и исполнения бюджета, плана ФХД", меню "Бухгалтерский учет – Настройка параметров учета", на закладке "Аналитика планирования").

4) В подсистеме "ОС, НМА, НПА" реализован учет операций с прослеживаемыми основными средствами (ОС) по регистрационным номерам партий товаров (РНПТ) (Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ). Основное средство считается прослеживаемым, если в карточке ОС (справочник "Основные средства, НМА, НПА") установлен флаг "Прослеживаемый объект". Для корректной работы документов и формирования регистров прослеживаемости в карточке прослеживаемого объекта должны быть заполнены реквизиты "Страна происхождения", "Код ТН ВЭД" и "Код ОКПД".

5) Учет остатков прослеживаемых ОС и их комплектующих в разрезе РНПТ ведется в регистре накопления "Прослеживаемые ОС". Записи регистра, в которых не заполнено измерение "Комплектующее", отражают движения прослеживаемых ОС. "Количество" и "Количество прослеживаемости" относятся к самому ОС. Записи регистра, в которых измерение "Комплектующее" заполнено, отражают движения прослеживаемых комплектующих, входящих в состав ОС. "Количество" и "Количество прослеживаемости" относятся к комплектующему.

6) Добавлен новый регистр накопления "Прослеживаемые ОС", который предназначен для ведения остатков партий прослеживаемых основных средств с прослеживаемыми комплектующими и без них.

7) Реализован групповой учет объектов прав пользования НМА по инвентарным номерам.

8) В документ "Списание хоз. инвентаря" добавлена операция "Списание ОС на изготовление НФА (106)".

9) При печати инвентаризационной описи в колонке с кодом теперь выводится инвентарный номер, если он заполнен, иначе как раньше - код ОС.

10) Реализованы требования п. 13.6, 14.6 порядка применения классификации операций сектора государственного управления (утвержденного Приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н), согласно которому КОСГУ счетов расчетов по доходам бюджетов от штрафов, пошлин, таможенных платежей и т.п. не детализируются до уровня КИСЕ, а используются КОСГУ-группы.

11) 1С-Отчетность. Реализована поддержка сертификатов сторонних удостоверяющих центров в связи с внесением поправок в 63-ФЗ, которые начали действовать 1 июля 2021 г.

12) Реализовано продление 50%-го ограничения переноса убытков прошлых лет до конца 2024 г. согласно федеральному закону от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ.

13) В отчете "Технологический анализ" в раздел "Проверка остатков по счетам ЕПСБУ" добавлена проверка отрицательного кредитового остатка счета 401.40 (рассматривается как ошибка).

14) Обновлен помощник заполнения регистров ОС. Помощник поставляется в виде внешнего файла ЗаполнениеРегистровОС.epf в составе дистрибутива.


"1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" редакция 2

(релизы: 2.0.81.47, 2.0.81.49, 2.0.82.11)

1) Добавлена возможность учета операций с прослеживаемыми товарами (основными средствами) по регистрационным номерам партий товаров (РНПТ) (Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ). Прослеживаемости подлежат основные средства, входящие в список прослеживаемых товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1110 от 01.07.2021.

2) Добавлена синхронизация с "1С:Мобильная касса". Настройки синхронизации находятся в разделе "Администрирование – Синхронизация данных – Настройки синхронизации данных".

3) В документе "Акт о результатах инвентаризации" (форма по ОКУД 0504835) исключена обязательность заполнения реквизита "Ответственное лицо".

Ответственное лицо указывается, если все выбираемые инвентаризационные описи составлены по этому лицу. В этом случае допустим выбор лишь таких описей, в которых ответственное лицо предусмотрено формой описи. Если в выбираемых инвентаризационных описях не указано ответственное лицо (ответственное лицо не предусмотрено формой описи), то ответственное лицо не указывается.

В этом случае допустим выбор лишь таких описей, в которых ответственное лицо не предусмотрено формой описи.

4) В документы "Инвентаризация МЗ", "Инвентаризация ОС, НМА, НПА" по счетам 106.00 добавлено автоматическое определение остатков с нулевым (отсутствующим) количеством. Ранее такие остатки не определялись автоматически и не отражались в описи ф.0504087. Теперь такие остатки определяются, нулевое количество заменяется на значение, равное 1; единица измерения указывается "усл. ед.".

5) Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ, утверждена приказом ФНС России от 28.09.2021 № ЕД-7-11/845@). Форма применяется, начиная с отчета за 2021 год.

6) В соответствии с положениями приказа Минфина России от 23.06.2020 № 119н и письма Казначейства России от 13.10.2021 № 95-09-11/29-458 "О проведении мероприятий по реализации Порядка № 119н" с 01.01.2022 вступает в силу утвержденный "Порядок санкционирования операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета".

7) Реализована возможность ввода нескольких договоров обучения для одного учащегося (студента). Для договоров с несколькими плательщиками реализована возможность указать процент оплаты каждого из плательщиков и автоматический расчет сумм начислений с учетом процента оплаты.

8) В документе "Ввод начальных остатков по учащимся" реализована поддержка ввода остатков по долгосрочным договорам и по договорам за прочие услуги образовательного учреждения.

9) Новый документ "Перенос оплаты (образование)" применяется для отражения в учете операций по зачету платежей контрагентов (прочих кредиторов) в оплату услуг по договорам платного обучения учащихся, в частности, при зачете поступивших средств материнского капитала в оплату по договорам платного обучения.

10) Новый документ «Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей» (ф. 0510435).

11) С целью обособления в учете и автоматического отражения в отчетности операций исправления ошибок прошлых лет по забалансовым счетам реализован общий механизм исправления ошибок во всех учетных документах.

12) В целях подготовки к переходу на электронные документы с 2023 года изменен порядок формирования «Ведомости на выдачу денег из кассы подотчетным лицам» (ф. 050450) и "Расходного кассового ордера к ведомости".

13) Добавлена возможность для Получателя и Отправителя настроить корректное сопоставление проводок с целью формирования печатной формы "Электронное извещение (ф.0504805)" в документе "Исходящее извещение".


"1С:Зарплата и кадры государственного учреждения" редакция 3

(релизы: 3.1.18.276, 3.1.20.36)

1) Развитие функциональности и повышение удобства регистрации больничных, в частности, по уходу за ребенком.

2) Поддержка многосотрудниковых извещений ФСС.

3) Переход на платформу 8.3.17 – для релиза 3.1.20.36

4) Обновлен производственный календарь согласно Указу Президента РФ от 20.10.2021 № 595. Сроки уплаты НДФЛ перенесены на 08.11.2021.


Правовые новости

Внесены изменения в порядок применения КОСГУ

В порядок применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н), внесены изменения. Одна часть изменений вводится с 1 января 2022 г., другую часть следует применять при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета в 2021 г. и составлении отчетности за 2021 г.

Изменения с 2021 года

Скорректировано описание подстатьи 171 "Курсовые разницы" КОСГУ (п. 9.7.1 Порядка № 209н). На эту подстатью также относятся:

  • разницы, возникающие при конвертации иностранной валюты в кредитной организации, когда курс покупки валюты отличается от официального курса ЦБ РФ;
  • финансовый результат от переоценок драгоценных металлов в обезличенной форме на банковских счетах.

Расширен перечень операций, которые следует относить на подстатью 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" КОСГУ (п. 10.7.3 Порядка № 209н). В него включены выбытия денежных средств вследствие недостачи, хищения, отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций. Операции отражаются при признании требований по возмещению ущерба и поступлении денежных средств в исполнение этих требований.

Изменения с 2022 года

Уточнена структура кода КОСГУ: первый и второй разряды кода содержат цифры, третий разряд – цифру или букву латинского алфавита. Ранее в пункте 5 Порядка № 209н был установлен буквенно-цифровой ряд для формирования кода КОСГУ: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, K, T, Z.

По подстатье 12K "Доходы от концессионной платы" КОСГУ теперь могут отражаться кассовые поступления и выбытия. В прежней редакции п. 9.2.11 Порядка № 209н такие операции по этому коду не допускались.

Изменена детализация статьи 250 "Безвозмездные перечисления бюджетам" КОСГУ (п. 10.5 Порядка № 209н). Операции необходимо разделять на перечисления текущего и капитального характера. Для учета перечислений текущего характера задействованы существующие коды 251 – 253:

  • 251 "Перечисления текущего характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации";
  • 252 "Перечисления текущего характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств";
  • 253 "Перечисления текущего характера международным организациям".

Для перечислений капитального характера введены дополнительные коды 254 – 256 КОСГУ:

  • 254 "Перечисления капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации";
  • 255 "Перечисления капитального характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств";
  • 256 "Перечисления капитального характера международным организациям.


Роструд рекомендует работодателям меры поощрения вакцинации

В связи с общим ростом заболеваний новой коронавирусной инфекцией многие граждане приняли решение вакцинироваться. При этом государство планирует дополнительные гарантии и компенсации для работников, проходящих вакцинацию. Такое поручение Президент РФ дал Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ.

Работодатель вправе самостоятельно установить дополнительные гарантии и компенсации для работников, которые проходят вакцинацию от коронавирусной инфекции до официального документа.

К числу таких гарантий относятся:

  • дополнительные оплачиваемые дни отдыха с сохранением заработной платы (с возможностью присоединить их к ежегодному отпуску);
  • дополнительные выплаты (например, премии или другие стимулирующие выплаты);
  • оплата проезда, питания и т.п.

Указанные меры мотивации для сотрудников работодатели могут предусмотреть коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом своего финансово-экономического положения (ст. 8, 22, 41 Трудового кодекса РФ).

Отметим, Минтруд России уже разработал для работодателей проект Рекомендаций по вопросам проведения вакцинации от новой коронавирусной инфекции. В указанных Рекомендациях предусмотрены аналогичные меры стимулирования сотрудников (письмо Минтруда России от 25.10.2021 № 14-4/10/П-7902).


Что учитывать при заполнении УПД после 01.07.2021

1 июля 2021 года постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 № 534 внесены изменения в форму счета-фактуры, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. В частности, форма была дополнена:

  • графой для указания порядкового номера записи (графа 1)
  • строкой для отражения реквизитов отгрузочных документов, соответствующих порядковому номеру (порядковым номерам) записи в счете-фактуре (строка 5а).

Следовательно, с 01.07.2021 все налогоплательщики должны выставлять счета-фактуры по новой форме, включающей новую строку 5а и графу 1.

Поскольку УПД с функцией счета-фактуры и первичного учетного документа включает в себя счет-фактуру, то с 01.07.2021 в УПД также необходимо заполнять соответствующие реквизиты.

ФНС России в письме от 13.10.2021 № ЕА-4-26/14498@ обратила внимание на следующие моменты:

  • в строке 5а указывается "Документ об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг)" с номером и датой, отраженными в строке 1 счета-фактуры. Иначе говоря, указываются реквизиты самого УПД. Такой подход применим как при заполнении УПД на бумажном носителе, так и в электронной форме;
  • форма УПД содержит графу А, в которой указывается порядковый номер записи поставляемых товаров (работ, услуг) аналогично заполнению графы 1 счета-фактуры. Другими словами, дополнять УПД показателями графы 1 счета-фактуры с 01.07.2021 не нужно. Однако поскольку форма УПД носит рекомендательный характер, налогоплательщик вправе переименовать графу А в графу 1.

Также в комментируемом письме налоговая служба отметила, что в УПД строку 5а заполнять не нужно. Объяснение простое: в п. 5.2 ст. 169 НК РФ, содержащий обязательные реквизиты корректировочного счета-фактуры, не были внесены соответствующие изменения. Кроме того, корректировочный счет-фактура содержит строку 1б, в которой указываются реквизиты корректируемого счета-фактуры, содержащего заполненную строку 5а.


ФНС России рассказала, как подавать уведомление о централизованной уплате НДФЛ с 2022 года

Организации с обособленными подразделениями могут уплачивать НДФЛ и представлять отчетность за все подразделения в один налоговый орган (по месту нахождения организации или обособленного подразделения), если находятся на территории одного муниципального образования.

Для того, чтобы перейти на этот порядок, по нормам Налогового кодекса с 1 января 2022 года организация должна подать в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения уведомления о выборе налогового органа не позднее 1 января 2022 года (уведомления можно подать не позднее 10 января 2022 года, так как с 1 января по 9 января – праздничные дни). Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 06.12.2019 N ММВ-7-11/622@.

Одним из показателей в уведомлении выступает поле "Код по ОКТМО". В зависимости от того, в какой налоговый орган подается уведомление, в этом поле (в соответствии с Порядком заполнения уведомления) указывается код муниципального образования, на территории которого находится:

- организация

- выбранное обособленное подразделение

- обособленное подразделение, за которое будет уплачиваться НДФЛ и представляться отчетность.

В письме от 05.10.2021 № БС-4-11/14087@ ФНС России напомнила следующее. Поле "Код по ОКТМО" имеет 11 знако-мест. Если код по ОКТМО имеет 8 знаков, то свободные знако-места справа от значения кода не заполняются. Для заполнения этого поля код муниципального образования определяется по разделу 1 "Муниципальные образования субъектов Российской Федерации" "Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований" ОК 033-2013.

Отметим, что организация вправе не представлять уведомления в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения, а может подать одно уведомление в налоговый орган, через который организация будет представлять отчетность по НДФЛ и уплачивать налог. Остальные налоговые органы (по месту нахождения каждого подразделения) будут проинформированы в автоматическом режиме. Для этого будут использованы сведения из представленного уведомления, указанные в разделе "Организация и ее обособленные подразделения, расположенные на территории одного муниципального образования" (письмо ФНС России от 16.12.2019 № БС-4-11/25885@).


ФНС России предлагает не отражать в разделе 2 расчета 6-НДФЛ начисленную, но не выплаченную зарплату

Расчет по форме 6-НДФЛ заполняется в соответствии с Порядком, утв. приказом ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753@. В разделе 1 указываются сроки перечисления и суммы удержанного налога за последние три месяца отчетного периода (п. 3.1 Порядка).

По строке 021 указывается дата, не позднее которой перечисляется удержанный налог, а по строке 022 – сумма, которую необходимо уплатить в день, указанный в строке 021.

НДФЛ удерживается при фактической выплате дохода (п. 4 ст. 226 НК РФ). Это означает, что только после того, как доход выплачен, НДФЛ с него попадает в раздел 1 расчета 6-НДФЛ. В разделе 2 указываются обобщенные по всем физическим лицам суммы начисленного дохода, исчисленного и удержанного налога нарастающим итогом с начала налогового периода по соответствующей налоговой ставке (п. 4.1 Порядка).

При этом строки заполняются следующим образом:

  • 110 – сумма начисленного дохода нарастающим итогом с начала налогового периода (всего)
  • 112 – сумма начисленной заработной платы нарастающим итогом с начала налогового периода
  • 140 – сумма исчисленного налога нарастающим итогом с начала налогового периода
  • 160 – сумма удержанного налога нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налоговый кодекс РФ не содержит понятий "начисленный доход" и "дата начисления дохода". Поэтому определить с точки зрения налогового законодательства, начислен доход в периоде, за который сдается отчет, или нет, невозможно. Что касается исчисления налога, то согласно п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление НДФЛ производится на дату фактического получения дохода, которая определяется в соответствии со ст. 223 НК РФ.

Поскольку налог с дохода не может быть исчислен с дохода, который еще не начислен, то, по нашему мнению, начисление дохода с точки зрения отражения 6-НДФЛ также производится на дату получения дохода, которая определяется по правилам ст. 223 НК РФ.

В этой статье практически для всех видов доходов (премии, кроме ежемесячных*, материальная помощь, оплата больничного, отпускные, различные облагаемые НДФЛ денежные выплаты, не входящие в зарплату) датой получения дохода является дата выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ). В этот же день происходит исчисление налога и его удержание (п. 3 и п. 4 ст. 226 НК РФ).

Однако из этого общего правила есть исключения. И самое главное – это зарплата (включая ежемесячные премии*). Датой получения дохода в виде зарплаты является последний день месяца, за который она начислена (за исключением зарплаты при увольнении). Это правило установлено п. 2 ст. 223 НК РФ. В этот же день (т.е. на последнее число месяца) производится исчисление НДФЛ с зарплаты (п. 3 ст. 226 НК РФ). А вот удержать НДФЛ работодатель должен только при выплате зарплаты, которая, как правило, производится в следующем месяце.

Что это означает?

Например, у сентябрьской зарплаты, которая была выплачена 5 октября, дата получения дохода и исчисления налога – 30 сентября. А вот дата удержания налога – 5 октября. Поэтому при заполнении расчета 6-НДФЛ за 9 месяцев 2021 года НДФЛ с зарплаты за сентябрь не нужно показывать по строке 022 раздела 1, поскольку он в этот период еще не удержан. Он будет отражен в разделе 1 расчета 6-НДФЛ за 2021 год.

При заполнении строк 110 и 140 раздела 2 в расчете 6-НДФЛ за 9 месяцев 2021 года необходимо указать доход в виде начисленной зарплаты (поскольку дата получения дохода пришлась на этот период) и НДФЛ с нее, поскольку он также исчислен в сентябре.

А вот в строке 160 раздела 2 расчета 6-НДФЛ за 9 месяцев 2021 года НДФЛ отражать не следует, поскольку (как было указано выше) он еще не удержан, так как не было выплаты дохода.

Такие правила заполнения расчета 6-НДФЛ прямо следуют из Порядка, однако, вероятно, подобное заполнение не совсем удобно налоговым органам. Поэтому ФНС России издала два письма (от 13.09.2021 № БС-4-11/12938@ и от 06.10.2021 № БС-4-11/14126@), которыми предписывает включать в расчет 6-НДФЛ только суммы доходов (в том числе зарплаты), которые начислены и фактически выплачены физическим лицам (получены физическими лицами) на дату представления расчета по форме 6-НДФЛ. Соответственно, если на дату представления 6-НДФЛ доходы не выплачены, то и включать их в расчет не нужно. А если работодатель все-таки включил в 6-НДФЛ за период зарплату, которая была начислена, но не выплачена на дату подачи расчета, то он обязан сдать уточненный расчет (п. 6 ст. 81 НК РФ). Указанную позицию предписано довести до налоговых инспекций и налогоплательщиков.

Такая позиция налоговой службы вызывает трудности. Во-первых, не совсем понятно, о каких строках расчета 6-НДФЛ идет речь. Если о строках 110 и 112, в которых нужно указывать начисленный доход, то тогда письма стоит рассматривать как разъяснение отсутствующего в НК РФ понятия "начисленный доход". Возможно, ФНС России считает, что в части зарплаты (равно как и иных выплат) "начисленный" равно "выплаченный".

Во-вторых, как определить зарплату, выплаченную на дату подачи 6-НДФЛ? По фактическим датам или по плановым? Например, если зарплату за сентябрь работодатель платит 8 октября, а 6-НДФЛ сдан 7-го (к примеру), то зарплата не выплачена на дату представления. Или с учетом общего срока сдачи (30 октября) она считается выплаченной?

В-третьих. Если включать в строки 110 и 112 раздела 2 расчета 6-НДФЛ только выплаченные доходы, то как заполнять строки 140 и 160 по сентябрьской зарплате, которая будет выплачена в октябре? В сентябре НДФЛ с нее уже исчислен (строка 140), но еще не удержан (строка 160). Будут ли эти два показателя равны, если использовать позицию ФНС России о включении в 6-НДФЛ только выплаченной зарплаты? С точки зрения действующего Порядка и пунктов 3 и 4 ст. 226 НК РФ суммы налога с зарплаты в них отражаются в разные сроки… Ответов на эти вопросы нет. Возможно, они появятся с новыми разъяснениями.

Отметим, что с 2022 года вступят в силу изменения в порядок заполнения расчета 6-НДФЛ, утв. приказом ФНС России от 28.09.2021 № ЕД-7-11/845@. Он меняет содержание пункта 4.1 Порядка: в разделе 2 расчета 6-НДФЛ необходимо будет показывать начисленные и фактически полученные суммы дохода (сейчас указание только на начисленные). Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 223 НК РФ датой фактического получения дохода в виде зарплаты признается последний день месяца. А это значит, что зарплата за сентябрь, выплаченная в октябре, признается фактически полученной 30 сентября, поэтому отражается в строках 110 и 112 за 9 месяцев (независимо от даты выплаты и по новым правилам тоже).


Введены новые коды доходов и вычетов для НДФЛ

Приказом ФНС России от 28.09.2021 № ЕД-7-11/844@ внесены изменения в перечень кодов видов доходов и вычетов, применяемых для целей НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@).


Введены отдельные коды для следующих доходов:

1401 - доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования жилого недвижимого имущества

1402 - доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования недвижимого имущества (за исключением доходов, полученных от сдачи в аренду или иного использования жилого недвижимого имущества)

2004 - суммы выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, производимые за счет средств федерального бюджета

2015 - суточные, превышающие 700 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке на территории Российской Федерации, и превышающие 2500 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке за пределами территории Российской Федерации

2721 - стоимость имущества, полученного в порядке дарения (за исключением имущества, полученного в порядке дарения, налоговая база по которому определяется в соответствии с п. 6 ст. 210 НК РФ)

2763 - суммы материальной помощи, оказываемой образовательной организацией по основным профессиональным образовательным программам студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам

3011 - доходы в виде выигрышей, полученных от участия в лотерее.


Введены коды для следующих вычетов:

280 - сумма ставки или интерактивной ставки, уменьшающая сумму выигрышей, полученных от участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе

323 - стоимость приобретенных налогоплательщиком за счет собственных средств лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных лечащим врачом ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в размере фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ)

329 - сумма уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде за счет собственных средств за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные ему, его детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет физкультурно-спортивными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности (в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения)

511 - вычеты из суммы доходов в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей

512 - вычет из сумм материальной помощи, оказываемой образовательной организацией по основным профессиональным образовательным программам студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам.

Новые коды видов доходов и вычетов применяются с 9 ноября 2021 года.

Коды будут доступны в учетных решениях "1С:Предприятия 8" с выходом ближайших релизов.


Расчет 6-НДФЛ за 2021 год придется сдавать уже по новой форме

С отчетности за 2021 год расчет 6-НДФЛ снова придется сдавать по новой форме. Некоторые правки носят технический характер (например, изменение штрихкодов, добавление КБК в справку к расчету 6-НДФЛ), а некоторые меняют и форму, и порядок ее заполнения. Остановимся на последних подробнее.


Изменили принцип отражения доходов в разделе 2 расчета 6-НДФЛ

Первое и наиболее важное изменение связано с моментом отражения в расчете 6-НДФЛ доходов и НДФЛ по ним. Действующая редакция приказа предписывает отражать суммы начисленного дохода и НДФЛ по нему следующим образом:

  • в разделе 1 указываются сроки перечисления и суммы удержанного налога (п. 3.1 Порядка), то есть НДФЛ попадает в этот раздел только после того, как доход выплачен и НДФЛ с него удержан
  • в разделе 2 указываются обобщенные по всем физическим лицам суммы начисленного дохода, исчисленного и удержанного налога нарастающим итогом с начала налогового периода по соответствующей налоговой ставке (п. 4.1 Порядка). Налоговый кодекс РФ не содержит понятия "начисленный доход", но содержит понятие "дата получения дохода", которая определяется по правилам 223 НК РФ. Поскольку НДФЛ не может быть исчислен с дохода, который еще не начислен, то, по нашему мнению, начисление дохода с точки зрения отражения в разделе 2 также производится на дату его получения по правилам ст. 223 НК РФ. Другими словами, доходы отражаются по дате исчисления НДФЛ (независимо от даты его удержания и уплаты в бюджет).

Получается, что один и тот же доход и НДФЛ с него в разных разделах расчета 6-НДФЛ отражаются по-разному. Например, зарплата за сентябрь выплачена 10 октября. Дата получения дохода и исчисления налога – 30 сентября, а вот дата удержания налога – 10 октября. В расчете 6-НДФЛ за 9 месяцев 2021 года НДФЛ с этого дохода не отражается по строке 022 раздела 1, поскольку он в этот период еще не удержан. При этом в разделе 2 этого расчета зарплата за сентябрь и НДФЛ с нее отражаются по строкам 110, 112 и 140 (поскольку дата получения дохода пришлась на этот период). Однако такой подход не устраивает налоговые органы (вероятнее всего, из-за несовпадения сумм в разных разделах расчета по периодам), поэтому ФНС России рекомендует включать в расчет 6-НДФЛ только суммы доходов (в том числе зарплаты), которые фактически выплачены физическим лицам (получены физическими лицами) на дату представления расчета (от 13.09.2021 № БС-4-11/12938@ и от 06.10.2021 № БС-4-11/14126@).

Теперь порядок заполнения раздела 2 расчета 6-НДФЛ скорректирован: в нем будут отражаться обобщенные по всем физлицам суммы не только начисленного, но и фактически полученного дохода. Однако в порядке снова не поясняется, что понимается под "фактическим получением дохода". Если речь идет о дате фактического получения дохода по правилам ст. 223 НК РФ, то доходы и НДФЛ по ним будут попадать в раздел 2 расчета в том отчетном периоде, на который приходится дата фактического получения дохода (независимо от даты выплаты дохода и удержания с него НДФЛ). Например, зарплата за сентябрь, выплаченная в октябре, признается фактически полученной 30 сентября, поэтому должна отражаться в строках 110 и 112 раздела 2 за 9 месяцев. Однако такой подход не единственно возможный. Есть вероятность, что изменения продиктованы необходимостью синхронизировать разделы 6-НДФЛ. Тогда порядок заполнения 6-НДФЛ будет иным (его порекомендовала ФНС России в недавних письмах): доходы НДФЛ отражаются в расчете только после их выплаты налогоплательщику. В таком случае зарплата за сентябрь, выплаченная в октябре, будет попадать в строки 110 и 112 раздела 2 расчета 6-НДФЛ только за год, а в разделе 2 расчета за 9 месяцев она отражаться не будет. В сложившейся ситуации остается ждать разъяснений контролирующих органов.


Доходы и налоги ВКС выделили в расчете

Другое изменение связано с отражением в 6-НДФЛ доходов высококвалифицированных иностранных специалистов по трудовым, а также по гражданско-правовым договорам на выполнение работ и услуг. Напомним, доходы ВКС облагаются НДФЛ по ставкам 13 или 15% независимо от налогового статуса (резидент или нерезидент).

Теперь для отражения доходов и налогов таких специалистов в раздел 2 расчета добавили новые строки:

  • 115 – доход, начисленный ВКС. По этой строке отражается обобщенная сумма дохода по всем ВКС. Сейчас их доход отражается только в общей сумме доходов физлиц по строке 110
  • 121 – количество ВКС, которые в отчетном периоде получили доход. Сейчас численность ВКС входит только в общую численность физлиц по строке 120
  • 142 – сумма НДФЛ, исчисленная с доходов ВКС. Раньше исчисленная сумма налога с доходов ВКС отражалась только по строке 140 в общей сумме исчисленного НДФЛ.

Кроме того, в справке о доходах и суммах налога физического лица (заполняется при составлении годового расчета 6-НДФЛ) появился новый статус налогоплательщика для ВКС со статусом резидента – ему присвоено значение 7. Связано это, скорее всего, с тем, что несмотря на применение пониженной ставки НДФЛ (13 или 15%) к доходам ВКС, они не имеют права на налоговый вычет до приобретения статуса резидента.


Новые коды отчетных периодов

Для ИП и главы КФХ ввели новые коды отчетных периодов для указания в расчете:

83 – 1-й квартал при снятии с учета в качестве индивидуального предпринимателя и главы КФХ

84 – полугодие при снятии с учета в качестве ИП и главы КФХ

85 – 9 месяцев при снятии с учета в качестве ИП и главы КФХ

86 – год при снятии с учета в качестве ИП и главы КФХ.


Зачет налога на прибыль отражается в 6-НДФЛ

Напомним, что с 1 января 2021 года у организаций появилась возможность зачесть уплаченный налог на прибыль с дивидендов в счет уплаты НДФЛ с дивидендов, полученных физлицами от этой организации. Речь идет о следующей ситуации: российская организация получает дивиденды, налог на прибыль с них исчисляет и удерживает налоговый агент (российская организация), а потом полученная прибыль распределяется между участниками – физлицами-резидентами. Правила такого зачета приведены в новом п. 3.1 ст. 214 НК РФ.

Теперь возможность зачета предусмотрена в отчете 6-НДФЛ. Сумма налога на прибыль, подлежащая зачету, отражается:

  • в строке 155 раздела 2 отчета 6-НДФЛ
  • в разделе 2 справки о доходах и суммах налога физического лица (приложение № 1 к расчету 6-НДФЛ). Напомним, эта справка составляется при подготовке расчета 6-НДФЛ за год.


Декларацию по налогу на прибыль за 2021 год следует подавать по обновленной форме

Приказом ФНС России от 05.10.2021 № ЕД-7-3/869@ внесены изменения в форму декларации по налогу на прибыль, порядок ее заполнения, а также в формат представления в электронной форме (утв. приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@).

Поправки внесены:

- в раздел Г приложения № 7 к листу 02 (в нем организации, применяющие инвестиционный налоговый вычет, рассчитывают суммы уменьшения налога и авансовых платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет)

- в раздел А листа 03 (в нем организации – налоговые агенты производят расчет налога с доходов в виде дивидендов)

- в приложение № 2 к декларации (его заполняют организации, которые являются стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений в соответствии с Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" и включены в реестр соглашений о защите и поощрении капиталовложений).

В раздел Г приложения № 7 к листу 02 добавлена строка, по которой участники консолидированной группы налогоплательщиков должны указывать свой ИНН. Кроме того, раздел дополнен строками 026 и 028, а также строками 060 и 062. В строках 026 и 028 необходимо указывать остаток суммы уменьшения налога на прибыль (подлежащей зачислению в федеральный бюджет), которая не учтена при исчислении налога в предыдущие налоговые периоды. В строках 060 и 062 подлежит отражению остаток неучтенного инвестиционного налогового вычета на конец налогового периода.

Раздел А листа 03 дополнен строками 035, 036, 037, а также строками 093, 094 и 095. Эти строки предназначены для отражения сумм дивидендов, которые начислены международным холдинговым компаниям, и сумм дивидендов, которые используются для исчисления налога на прибыль по этим компаниям.

Приложение № 2 к декларации по налогу на прибыль теперь состоит из двух разделов. Раздел А предназначен для отражения сведений о доходах (расходах), налоговой базе и сумме исчисленного налога на прибыль в целом по соглашению о защите и поощрении капиталовложений.

Раздел Б предназначен для отражения сведений о налоговой базе и сумме исчисленного налога на прибыль при исполнении соглашения по организации или по обособленным подразделениям в субъекте Российской Федерации. Оба раздела необходимо заполнять, если соглашение о защите и поощрении капиталовложений реализуется на территории нескольких субъектов РФ. Если соглашение реализуется на территории одного субъекта РФ, то в состав приложения включается только раздел А.

Новая форма декларации по налогу на прибыль действует с 1 января 2022 года и заполняется с отчетности за 2021 год.


С отчетности за первый квартал 2022 года расчет по страховым взносам сдается по новой форме

ФНС России приказом от 06.10.2021 № ЕД-7-11/875@ утвердила новую форму расчета по страховым взносам (далее – РСВ), порядок ее заполнения, а также формат представления в электронном виде. Новую форму расчета работодатели должны представлять с отчетности за первый квартал 2022 года (п. 3 приказа № ЕД-7-11/875@).

Главное отличие вновь утвержденной формы РСВ от действующей, утв. приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@, состоит в том, что из нее исключены приложения, а также графы и строки, предназначенные для отражения затрат по выплате пособий. Это связано с тем, что с 01.01.2021 пособия платит напрямую ФСС России, поэтому у работодателей нет расходов, на которые можно уменьшить взносы на социальное страхование.

Кроме того, новая форма расчета и порядок ее заполнения содержат еще несколько новых положений (по сравнению с действующей формой).

Далее обо всем по порядку.


Какие разделы (подразделы) исключены из нового РСВ?

В новом РСВ отсутствуют следующие приложения (которые есть в действующей форме):

  • расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ
  • выплаты, произведенные за счет средств, финансируемых из федерального бюджета.

Из раздела 1 расчета исключены строки 120 – 123, в которых указывается сумма превышения расходов на пособия над суммой исчисленных взносов на социальное страхование.

В приложении 2 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" к разделу 1:

  • отсутствует поле 002 "Признак выплат". В этом поле проставляется значение "1" (прямые выплаты) или "2" (зачетная система) в зависимости от того, участвует регион, в котором зарегистрирован плательщик взносов, в пилотном проекте "Прямые выплаты" или нет. Поскольку с 2021 года прямые выплаты действуют во всех субъектах РФ, то необходимости заполнения такого поля уже нет
  • отсутствует строка 070 "Произведено расходов на выплату страхового обеспечения"
  • скорректирована строка "Сумма страховых взносов, подлежащая уплате (сумма превышения расходов над исчисленными страховыми взносами)". В новом РСВ по указанной строке взносы на ОСС отражаются без учета каких-либо затрат.

Отметим, что в РСВ с 2022 года по-прежнему есть строка для отражения суммы возмещенных ФСС России расходов. Это строка 070 приложения 2 к разделу 1 нового РСВ. В ней необходимо отражать только то возмещение, которое работодатель получил от фонда за 2017 – 2020 гг. (п. 9.11 Порядка заполнения расчета, утв. приказом ФНС России от 06.10.2021 № ЕД-7-11/875@).

Напомним, что в РСВ за отчетные периоды 2021 года возмещение от фонда необходимо отражать по строке 080 приложения 2 к разделу 1 расчета. При этом отражается только то возмещение, которое получено за периоды до 2021 года.


Что нового в составе титульного листа нового РСВ?

В Порядке заполнения нового расчета по страховым взносам закреплены положения о том, как заполнять поле титульного листа "Среднесписочная численность (чел.)", если у организации есть обособленные подразделения.

Так, в п. 2.11 Порядка, утв. приказом ФНС России от 06.10.2021 № ЕД-7-11/875@, указано, что обособленные подразделения это поле не заполняют. А организация должна в упомянутом поле отразить общую среднесписочную численность сотрудников, то есть головного отделения и обособленных подразделений.

Заметим, что Порядок заполнения действующей формы РСВ не поясняет, как заполнять поле "Среднесписочная численность (чел.)", если РСВ подается по месту нахождения так называемой обособки. Минфин России придерживается позиции, что в подобном случае следует указывать численность работников обособленного подразделения. В то же время рекомендует руководствоваться точкой зрения ФНС России, поскольку именно налоговая служба наделена полномочиями по утверждению формы и порядка заполнения отчетности по взносам.

Со своей стороны ФНС России отмечает, что в РСВ, подаваемом в налоговый орган по месту нахождения подразделения, в поле "Среднесписочная численность (чел.)" необходимо указывать "0".

С 2022 года путаницы в этом вопросе больше не возникнет: все организации с обособленными подразделениями будут заполнять данные о среднесписочной численности только в расчете, который сдает головная компания. Если обособленные подразделения самостоятельно сдают расчет, они это поле не заполняют (оставляют пустым).

Обратим внимание еще на одно поле титульного листа – ОКВЭД2. На титульном листе новой формы РСВ не нужно указывать код вида деятельности по ОКВЭД2. Заметим также, что сейчас плательщик вправе в поле "Код по ОКВЭД2" отразить любой код, содержащийся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Не имеет значения, соответствует такой код основной или дополнительной деятельности или нет (письмо ФНС России от 03.09.2020 № ЕД-17-14/244@).

С отчетности за периоды 2022 года необходимости в отражении указанного кода вообще не будет.


Какие разделы РСВ нужно представлять разным категориям плательщиков?

В Порядке заполнения нового РСВ обозначены приложения и разделы, которые должны представлять плательщики, производящие выплаты физлицам и не производящие такие выплаты (п. 1.4, 1.5 Порядка заполнения расчета, утв. приказом ФНС России от 06.10.2021 № ЕД-7-11/875@).

Плательщики, выплачивающие вознаграждения физлицам, представляют:

  • титульный лист
  • раздел 1
  • подразделы 1.1 и 1.2 к разделу 1
  • приложение 2 к разделу 1
  • раздел 3.

Плательщики, не производящие выплаты физлицам, подают:

  • титульный лист
  • раздел 2
  • приложение 1 к разделу 2.

Заметим, что в Порядке прямо не сказано, что под плательщиками, не производящими выплаты физлицам, понимаются главы крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – главы К(Ф)Х). Однако это следует из наименования разделов (приложений), которые такие плательщики должны предоставить.

Напомним, что согласно п. 3 ст. 432 главы К(Ф)Х, у которых нет работников, подают расчет по взносам за себя один раз в год не позднее 30 января года, следующего за истекшим годом.

Иные лица, которые ведут деятельность без сотрудников (в частности, ИП), расчет по взносам за себя не сдают.


Минфин разъяснил, как покупателю учитывать ретроспективные скидки

Гражданское законодательство разрешает поставщику при выполнении покупателем определенных условий договора предоставлять скидку на уже отгруженный (и даже оплаченный) товар. Порядок учета подобных "бонусов" у получателя напомнил Минфин России в письме от 08.10.2021 № 03-03-06/1/81707.

Как отмечают авторы документа, ретроспективные скидки могут быть двух видов: не связанные с изменением единицы переданного товара или влекущие пересчет стоимости отгруженной продукции. В первом случае покупатель фактически получает часть товара без оплаты (бонусная продукция). Это, по мнению Минфина России, приводит к образованию внереализационного дохода на основании п. 8 ст. 250 НК РФ. Ранее Минфин России придерживался аналогичного мнения (см. письма от 19.12.2012 № 03-03-06/1/668, от 27.09.2012 № 03-03-06/1/506).

Совсем иначе обстоит ситуация, когда скидка предоставляется путем перерасчета стоимости отгруженных товаров. Тут какого-либо дополнительного дохода у покупателя не возникает. Но полученные товары он должен учесть по новой (сниженной) цене. Соответственно, если расходы на товары, попавшие под скидку, уже учтены при налогообложении, ему придется подать уточненку и доплатить налог. Аналогичный вывод Минфин делал и ранее (см. письма от 20.03.2012 № 03-03-06/1/137, от 16.01.2012 № 03-03-06/1/13).


Что изменится в заявлении о регистрации онлайн-кассы с 1 марта 2022 года

ФНС России утвердила новые формы документов, которые применяются при регистрации (перерегистрации), а также снятии с учета кассовой техники (приказ ФНС России от 08.09.2021 № ЕД-7-20/799@):

  • заявление о регистрации (перерегистрации) онлайн-кассы, заявление о снятии с регистрации онлайн-кассы, порядок их заполнения, направления и получения
  • карточка регистрации и карточка о снятии с регистрации онлайн-кассы, порядок их заполнения, направления и получения.

Заявление о регистрации (перерегистрации) онлайн-кассы существенно не изменилось. Теперь оно содержит сведения об использовании (или нет) кассовой техники при расчетах за маркированные товары.

В верхней части каждой страницы заявления о снятии онлайн-кассы с регистрации российские организации (ИП) должны указывать не только ИНН, но и ОГРН (ОГРНИП). Организации дополнительно указывают КПП организации (обособленного подразделения). Места для печати в заявлении теперь нет.

Новые формы действуют с 01.03.2022 до 29.02.2028 включительно. Формы, утвержденные приказом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@, с 01.03.2022 утрачивают силу.


Как уплачивать транспортный налог при перерегистрации транспортного средства

По нормам Налогового кодекса транспортный налог и авансовые платежи по нему налогоплательщики уплачивают в бюджет по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Согласно ст. 83 НК РФ местом нахождения транспортных средств (за исключением водных и воздушных транспортных средств) признается место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство.

Статьей 362 НК РФ установлен специальный порядок исчисления транспортного налога и авансовых платежей по налогу для случаев, когда регистрация или снятие с регистрации транспортного средства происходит в течение года. Порядок исчисления налога в этих случаях зависит от того, до какого числа месяца осуществлены эти действия (до 15-го числа или после 15-го числа).

По мнению ФНС России, эти правила не применяются, если собственник транспортного средства не меняется, а перерегистрация происходит в связи со сменой местонахождения транспортного средства. Например, при перерегистрации транспортного средства с одного обособленного подразделения организации на другое, находящееся в другом субъекте РФ.

В письме от 20.10.2021 № БС-4-21/14849@ ФНС России разъяснила, что в такой ситуации налог уплачивается следующим образом. За месяц, в котором произошла перерегистрация транспортного средства, налог следует уплачивать в бюджет по прежнему месту нахождения транспортного средства. Начиная со следующего месяца, налог нужно уплачивать в бюджет по новому месту нахождения транспортного средства (по месту нахождения обособленного подразделения, на которое перерегистрировано транспортное средство).


Купить российское программное обеспечение можно со скидкой 50 процентов

С целью стимулировать внедрение российского программного обеспечения (далее – ПО) Правительство РФ утвердило программу субсидирования разработчиков такого ПО. В рамках этой программы субъекты малого и среднего предпринимательства могут приобрести российский софт со скидкой 50 процентов. При этом от организации (ИП) не требуется совершать каких-либо действий, главное - необходимо находиться в реестре МСП, который ведет ФНС России.

Минцифры сообщило, что в настоящее время представителям МСП доступно более 50 программных продуктов по льготной цене, в том числе учетные решения 1С. Список ПО постоянно пополняется.


Минфин России пояснил, как учитывать программы с неопределенным сроком полезного использования

На примере приобретения простой неисключительной лицензии на программный продукт "1С:Бухгалтерия государственного учреждения" Минфин России пояснил, как учитывать права на программы с неопределенным сроком полезного использования.

Срок полезного использования нематериального актива (неисключительного права) считается неопределенным, если нет возможности определить период, в течение которого от актива ожидается поступление экономических выгод (полезного потенциала). Например, такая ситуация может возникнуть, когда в лицензионном договоре сказано, что право пользования программным обеспечением предоставлено на неопределенный срок.

Такой объект отвечает критериям отнесения к нематериальным активам в составе подгруппы нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования (пп. 6, 7 СГФ "Нематериальные активы", утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н). В бухгалтерском учете объект отражается по подстатье 353 КОСГУ (п. 11.5.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н).

По объектам нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется до момента реклассификации в подгруппу объектов с определенным сроком полезного использования. Возможность установления срока полезного использования анализируется ежегодно в ходе инвентаризации перед составлением годовой отчетности. Комиссия устанавливает срок исходя из предполагаемого периода использования нематериального актива в деятельности учреждения. В случае установления срока полезного использования одновременно устанавливается способ амортизации. За предыдущие периоды амортизацию доначислять не нужно.

Корреспонденция счетов при реклассификации нематериальных активов приведена в письме Минфина России от 20.08.2021 № 02-07-10/67367:

Дебет КРБ Х 111 6X 352 Кредит КРБ Х 111 6X 353 – отражен перевод объектов учета из подгруппы "Права пользования нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования" в подгруппу "Права пользования нематериальными активами с определенным сроком полезного использования".

Амортизация объекта нематериальных активов с определенным сроком полезного использования начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия к бухгалтерскому учету, в т.ч. в результате реклассификации (п. 28 СГФ "Нематериальные активы").

В целях исчисления налога на прибыль нематериальными активами признаются только результаты интеллектуальной деятельности, на которые есть исключительные права (п. 3 ст. 257 НК РФ). Неисключительные права пользования НМА (счет 111 60) не относятся к амортизируемому имуществу независимо от стоимости и срока полезного использования (п. 1 ст. 256 НК РФ). Расходы на приобретение неисключительных прав относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 26, 37 п. 1 ст. 264 НК РФ). При применении метода начисления такие расходы включаются в налоговую базу равномерно в течение срока использования (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Если по условиям договора право пользования программным обеспечением предоставлено на неопределенный срок, расходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого эти расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли. Разъяснения даны в письме Минфина России от 15.02.2021 № 07-01-09/10106.


Как определить сумму дохода для предоставления налогового вычета на детей

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет по НДФЛ на детей действует до месяца, в котором доход физического лица (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13 процентов), исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 350 тыс. руб. С месяца, в котором доход превысил эту сумму, вычет не предоставляется. При исчислении дохода не учитывается доход в виде дивидендов, полученный физическим лицом.

В письме от 28.10.2021 № 03-04-07/87353 Минфин России напомнил, что в соответствии с этой нормой при определении предельной суммы дохода (350 тыс. руб.) налоговый агент должен учитывать все доходы, выплачиваемые физическому лицу, которые он облагает НДФЛ по ставке 13 процентов. Не нужно включать в доход только суммы выплачиваемых дивидендов.


Является ли моноблок прослеживаемым товаром

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110 (далее – Перечень). При применении этого Перечня следует руководствоваться кодами ТН ВЭД (п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).

Так, к прослеживаемым относятся мониторы и проекторы, не включающие в свой состав приемную телевизионную аппаратуру, которым соответствует код ТН ВЭД 8528.

Что касается моноблока, то ему соответствует код ТН ВЭД 8471 "Вычислительные машины и их блоки; магнитные или оптические считывающие устройства, машины для переноса данных на носители информации в кодированной форме и машины для обработки подобной информации, в другом месте не поименованные или не включенные". Он не поименован в Перечне. Поэтому моноблок не относится к прослеживаемым товарам.

(См. письмо ФНС России от 19.10.2021 № ЕА-4-15/14817@)


Является ли ноутбук прослеживаемым товаром

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110 (далее – Перечень). При применении этого Перечня следует руководствоваться кодами ТН ВЭД (п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).

Так, к прослеживаемым относятся мониторы и проекторы, не включающие в свой состав приемную телевизионную аппаратуру, которым соответствует код ТН ВЭД 8528.

Что касается ноутбука, то ему соответствует код ТН ВЭД:

  • 8471 30 000 0 "Машины вычислительные портативные массой не более 10 килограмм, состоящие, по крайней мере, из центрального блока обработки данных, клавиатуры и дисплея" (п. 124.1 Приложения к Приказу ФТС России от 14.01.2019 № 28)
  • 8471 41 000 0 "Машины вычислительные портативные, содержащие в одном корпусе, по крайней мере, центральный блок обработки данных и устройство ввода и вывода, объединенные или нет" (п. 124.2 Приложения к Приказу ФТС России от 14.01.2019 № 28).

Эти коды не поименованы в Перечне.

Кроме того, в Перечне указаны коды в соответствии с ОКПД2. Ноутбукам соответствуют коды 26.20.11 и 26.20.11.111, которые в Перечне также не поименованы.

Поэтому ноутбук не относится к прослеживаемым товарам.


Является ли телевизор прослеживаемым товаром

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110 (далее – Перечень). При применении этого Перечня следует руководствоваться кодами ТН ВЭД (п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).

По этому Перечню прослеживаемыми являются все товары, которым соответствует код ТН ВЭД 8528 "Аппаратура приемная для телевизионной связи, включающая или не включающая в свой состав широковещательный радиоприемник или аппаратуру, записывающую или воспроизводящую звук или изображение".

Также в Перечне указан код по ОКПД2 26.40.20 "Приемники телевизионные, совмещенные или не совмещенные с широковещательными радиоприемниками или аппаратурой для записи или воспроизведения звука или изображения".

Иначе говоря, телевизор является прослеживаемым товаром.

В то же время телевизоры можно отнести по ТН ВЭД к кодам, например:

  • 8517 – "Прочая аппаратура для передачи или приема голоса, изображений или других данных, включая аппаратуру для коммуникации в сети проводной или беспроводной связи (например, в локальной или глобальной сети связи)";
  • 8525 – "Аппаратура передающая для радиовещания или телевидения, включающая или не включающая в свой состав приемную, звукозаписывающую или звуковоспроизводящую аппаратуру".

Эти коды в Перечне не поименованы.

Соответственно, если из документов на ввоз телевизоров следует, что они отнесены к кодам группы 8528, то товар является прослеживаемым. Если указаны коды из иных групп ТН ВЭД, то в этом случае товар не относится к прослеживаемому.


Как резиденту ОЭЗ применять льготы по земельному налогу при объединении или разделе земельных участков

Письмом от 12.10.2021 № 03-05-05-02/82462 Минфин России напомнил правила применения налоговой льготы по земельному налогу, установленной в пп. 9 п. 1 ст. 395 НК РФ для организаций – резидентов ОЭЗ.

По этой норме земельный участок освобождается от налогообложения на 5 лет при соблюдении трех условий:

  • организация должна иметь статус резидента ОЭЗ;
  • земельный участок должен принадлежать такой организации на праве собственности;
  • земельный участок должен располагаться на территории ОЭЗ.

Однако если после начала применения указанной льготы разделить земельный участок на несколько или объединить его с другими участками, в отношении вновь образованных земельных участков применить льготу не получится. Это запрещает п. 2 ст. 395 НК РФ.

Следовательно, обращают внимание представители финансового ведомства, если до раздела или объединения льготирование не применялось, то организация – резидент ОЭЗ вправе не платить налог в отношении вновь образованных участков после регистрации права собственности на них.


Утвердили предельные величины баз по страховым взносам на 2022 год

Правительство РФ Постановлением от 16.11.2021 № 1951 утвердило предельные величины баз по взносам на пенсионное страхование и социальное страхование (на случай ВНиМ), которые будут применяться с 01.01.2022. По сравнению с действующими лимитами они увеличены в 1,069 раза.

Предельные величины будут следующими:

  • в отношении взносов на ОПС – 1 565 000 руб. (в 2021 году лимит составляет 1 465 000 руб.)
  • в отношении взносов на ОСС – 1 032 000 руб. (в 2021 году лимит составляет 966 000 руб.).

В отношении взносов на обязательное медицинское страхование предельная величина базы для их расчета не устанавливается. Взносами на ОМС выплаты физлицам облагаются независимо от их размера.


Нужно ли выдавать работнику трудовую книжку для сверки данных с ПФР

Работодатель должен выдать работнику трудовую книжку для сверки данных о трудовой деятельности с ПФР. Для этого заявление работника должно быть оформлено надлежащим образом. Об этом сообщается в письме Роструда от 30.08.2021 № ПГ/25181-6-1.

Специалисты ведомства отметили, что согласно ч. 1 ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения). Выдавать трудовую книжку в других целях работодатель не обязан.

Напомним, что согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование – часть системы социальной защиты населения по страхованию работающих граждан от возможного изменения материального или социального положения. Работодатель исполняет свою обязанность по социальному страхованию работников путем уплаты страховых взносов. Общее время уплаты работодателем страховых взносов формирует страховой стаж работника (ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ).

Страховой стаж учитывается при назначении страховой пенсии.

Поэтому если трудовая книжка нужна работнику для предоставления в ПФР для сверки трудового (страхового) стажа, зафиксированного в трудовой книжке, с данными, имеющимися у ПФР, целью ее выдачи сотруднику на руки считается как раз социальное страхование (обеспечение) работника. Соответственно, отказываться выдавать ее работнику не следует.

В Роструде отметили, что если работнику нужен подлинник трудовой книжки, в заявлении на имя работодателя он должен указать причину, по которой ему это необходимо.


При реализации товаров по Перечню, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110, продавец (поставщик) обязан оформить счет-фактуру в электронной форме, исключение составляют отдельные случаи (п. 1.1 ст. 169 НК РФ)

Однако до 1 июля 2022 года действует переходный период, в течение которого ответственность за некорректное применение положений о прослеживаемости не наступает. Это значит, что при отсутствии электронного счета-фактуры негативных последствий для участников сделки не будет.

Поэтому при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, до 1 июля 2022 года допускается обмен бумажными счетами-фактурами.

Об этом ФНС России сообщила в письме от 09.08.2021 № ЕА-4-15/11184@.

Несмотря на такое послабление, мы рекомендуем настраивать систему обмена электронными счетами-фактурами при реализации прослеживаемого товара. А в случае получения его на бумаге не откладывать предъявление входного НДС по нему к вычету.

Кроме того, если товар планируется продавать или иным способом прекращать на него право собственности после 1 июля 2022 года, то крайне важно запросить у поставщика РНПТ на него.

Также в комментируемом письме налоговая служба напомнила про сервис "Товары, подлежащие прослеживаемости". Он позволяет по коду ОКПД2 или по наименованию товара определить, является ли товар прослеживаемым. Еще на указанном ресурсе размещен перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, с наименованием товаров и соответствующими кодами ТН ВЭД ЕАЭС.


Власти ввели электронный кадровой документооборот

С 22 ноября 2021 года действуют изменения в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ), которым определены основные положения и порядок ведения кадрового ЭДО. Расскажем основные положения о его ведении.


Что представляет собой электронный кадровый документооборот (КЭДО)?

Электронный документооборот в сфере трудовых отношений (КЭДО, кадровый ЭДО) – это создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде. При этом электронные документы не дублируются на бумажном носителе (ч. 1 ст. 22.1 ТK РФ).

КЭДО может применяться:

  • при заключении трудовых договоров
  • договоров о материальной ответственности
  • ученических договоров
  • оформлении других кадровых документов.

При этом КЭДО нельзя применять при оформлении (ч. 3 ст. 22.1 ТК РФ):

  • трудовых книжек
  • сведений о трудовой деятельности работников, формируемых в электронном виде
  • акта о несчастном случае на производстве (по формам Н-1 и Н-1ПС, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73)
  • приказа (распоряжения) об увольнении работника (может составляться по унифицированным формам № Т-8 или Т-8а, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем)
  • документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда (в т.ч. тех, которые лично подписываются работником).


Порядок введения КЭДО

Работодатель самостоятельно принимает решение о необходимости введения КЭДО. То есть переходить на КЭДО не обязательно (ч. 1 ст. 22.2 ТК РФ). Если работодателю удобно оформлять кадровые документы в бумажном виде, то можно продолжать вести их привычным способом.

Работодатель должен уведомить о введении КЭДО работников (соискателей), которые в свою очередь вправе согласиться на ведение их кадровых документов в электронном виде или отказаться от этого (ч. 4 и ч. 6 ст. 22.2 ТК РФ).

Если письменное согласие не получено, то работодатель не вправе применять КЭДО в отношении работников (лиц, поступающих на работу). Кадровые документы несогласных работников нужно продолжать вести в бумажном виде. Однако работник вправе передумать и впоследствии согласиться на переход на КЭДО.

Согласие на взаимодействие с работодателем посредством КЭДО не нужно получать у работников, которые принимаются на работу после 31 декабря 2021 года и не имеют трудового стажа по состоянию на эту дату (ч. 7 ст. 22.2 ТК РФ). В отношении таких работников КЭДО можно вести по умолчанию в случае его применения работодателем.

При приеме на работу работник может предъявить документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ, в форме, которая согласована с работодателем (в том числе в электронной форме). Другие правила (например, представление документов только в бумажном виде) могут быть предусмотрены законодательством РФ.

Кроме того, работодатель может в электронной форме ознакомить работника при приеме на работу с Правилами внутреннего трудового распорядка, другими локальными нормативными актами (ЛНА), непосредственно связанными с будущей трудовой деятельностью, коллективным договором (при наличии) (ч. 11 ст. 22.2 ТК РФ).

Если работодатель принял решение о введении КЭДО, он должен разработать и утвердить локальный нормативный акт, который определяет:

  • информационную систему (системы) для ведения электронного документооборота
  • порядок доступа к информационной системе работодателя (при необходимости)
  • перечень электронных документов и перечень категорий работников, в отношении которых ведется электронный документооборот
  • срок уведомления работников о переходе на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота
  • сведения о дате введения электронного документооборота (не ранее дня истечения срока указанного уведомления).

Такой ЛНА принимается работодателем с учетом мнения профсоюза (при его наличии) (ч. 2 ст. 22.2 ТК РФ).

Работодатель может вести электронный документооборот с работником (лицом, поступающим на работу) посредством следующих информационных систем:

  • Федеральной государственной информационной системы "Работа в России" (далее – цифровая платформа "Работа в России"). Доступ к ней можно получить, в том числе и через Федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг"
  • информационной системы работодателя. Такая система должна обеспечить подписание электронного документа, его хранение, а также фиксацию факта его получения сторонами трудовых отношений (работником и работодателем).

Это следует из норм ч. 4 и ч. 6 ст. 22.1, ч. 8 ст. 22.3 ТК РФ.


Порядок взаимодействия сторон посредством КЭДО

Порядок взаимодействия сторон при ведении КЭДО работодатель определяет самостоятельно. Работодателю необходимо локальным нормативным актом утвердить порядок ведения электронного документооборота (ч. 3 ст. 22.2 ТК РФ). Этот ЛНА может предусматривать:

  • сроки подписания работником электронных документов и (или) ознакомления с ними с учетом рабочего времени работника, периодичность такого подписания и ознакомления
  • порядок проведения инструктажа работников по вопросам взаимодействия с работодателем посредством электронного документооборота (при необходимости)
  • исключительные случаи, при которых допускается оформление определенных кадровых документов на бумажном носителе;
  • процедуры взаимодействия работодателя с представительным органом работников и (или) выборным органом первичной профсоюзной организации и с комиссией по трудовым спорам (при необходимости).

Работодатель вправе распространить действующие у него правила электронного документооборота на взаимодействие с дистанционными работниками (ч. 5 ст. 312.1 ТК РФ). Стороны трудовых отношений подписывают электронные документы своей электронной подписью. Конкретный вид электронной подписи зависит от используемой работодателем информационной системы и подписываемых документов (ст. 22.3 ТК РФ).

При этом расходы на получение работником электронной подписи (если она отсутствует) и ее использование несет работодатель. При наличии у работника или лица, поступающего на работу, усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), полученной им ранее, он вправе использовать эту подпись (ч. 12 и ч.13 ст. 22.2 ТК РФ).

Работник, а также лицо, поступающее на работу, может направлять в адрес работодателя заявления, уведомления и сообщения посредством применяемой работодателем системы КЭДО. Это может быть информационная система работодателя или цифровая платформа "Работа в России". Направленные такими способами электронные документы считаются полученными работодателем на следующий рабочий день после их направления (ч. 8 и ч. 9 ст. 22.3 ТК РФ).

Если работнику необходимо подать заявление о выдаче документов, связанных с работой, или заверенных копий таких документов, то работник может это сделать одним из следующих способов (ч. 10 ст. 22.3 ТК РФ):

  • подать письменное заявление
  • направить заявление в порядке, установленном работодателем:
    • через информационную систему работодателя или по адресу электронной почты работодателя
    • через цифровую платформу "Работа в России".

Запрошенные работником документы выдаются в течение трех дней со дня подачи заявления способом, который указан в заявлении работника (ч. 11 ст. 22.3 ТК РФ):

  • в форме копии электронного документа на бумажном носителе, заверенной надлежащим образом
  • в форме электронного документа. Такой документ работодатель может разместить одним из следующих способов:
    • на Едином портале государственных и муниципальных услуг (если при ведении КЭДО налажено взаимодействие информационной системы работодателя с данной Федеральной государственной информационной системой)
    • в личном кабинете работника на цифровой платформе "Работа в России" (если работодатель использует эту платформу при КЭДО).

При возникновении чрезвычайных ситуаций (катастрофа, производственная авария, несчастный случай на производстве, пожар, наводнение, землетрясение, эпидемия или эпизоотия, и др.) работодатель и работник, которые не взаимодействуют посредством КЭДО, вправе временно обмениваться документами, в том числе документами, связанными с работой, в форме электронного документа или электронного образа документа (документа на бумажном носителе, преобразованного в электронную форму путем сканирования или фотографирования с сохранением его реквизитов) с последующим представлением таких документов на бумажном носителе. Порядок взаимодействия сторон в таких ситуациях регулируется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения профсоюза (при его наличии) (ч. 13 ст. 22.3 ТК РФ).


Хранение электронных документов

Работодатель обязан хранить электронные документы в течение сроков, которые установлены законодательством РФ об архивном деле. Это касается и ситуации, когда электронный документооборот ведется с использованием информационной системы работодателя либо цифровой платформы "Работа в России" (ч. 14 ст. 22.3 ТК РФ).

При определении сроков хранения документов работодателю необходимо руководствоваться:

  • Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденным Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
  • Инструкцией по применению Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденной Приказом Росархива от 20.12.2019 № 237.


Как быть, если работодатель участвовал в проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой?

Если работодатель принимал участие в эксперименте по электронному кадровому документообороту и решил продолжать вести КЭДО после окончания эксперимента, он может применять новые правила к возникшим с 16 ноября 2021 года правам и обязанностям. В этом случае работодателю необходимо завершить переход на электронный кадровый документооборот до 1 июля 2022 года (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 22.11.2021 № 377-ФЗ).


Ответы специалистов, аудиторов, справочники

Статьи по бухгалтерии и документообороту

  1. Как в "1С:БГУ 8" отразить компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях
  2. Как принимать товары и услуги, которые подлежат экспертизе в соответствии с условиями контракта
  3. Какими проводками отразить возмещение расходов пациента за лекарственные препараты
  4. Как в "1С:БГУ 8" отразить получение гранта в форме целевой субсидии
  5. Как в "1С:БГУ 8" отразить списание дебиторской задолженности по доходам
  6. По какому коду КОСГУ отразить доходы от размещения рекламной информации
  7. Как отразить в учете переоценку имущества казны
  8. Как в автономном учреждении учесть субсидию из ФСС РФ за трудоустройство безработного гражданина
  9. Какими проводками отразить поступление от банка-гаранта денежных средств в обеспечение исполнения контракта
  10. Какими проводками отразить перечисление зарплаты родственникам умершего сотрудника
  11. На какой счет учета принять пожарный щит с инвентарем
  12. По какому КВР оплачивать снабженческо-сбытовую услугу по договору поставки газа
  13. По какому коду КОСГУ отразить изготовление пригласительных билетов и афиш
  14. Какими проводками отразить переход с 2021 года на счета 401 41, 401 49 в части межбюджетных трансфертов
  15. Как в "1С:БГУ 8" добавить новый КФО
  16. По какому коду КОСГУ оплатить дооборудование системы видеонаблюдения видеокамерами
  17. Как в "1С:БГУ 8" принимать денежные обязательства по авансам прошлого года
  18. Как в "1С:БГУ 8" отразить начисление и поступление субсидии на выполнение задания
  19. Как отразить в учете бесплатные лицензии на ПО, выявленные в ходе инвентаризации
  20. По какому КВР оплатить услуги по спецоценке условий труда
  21. Как в "1С:БГУ 8" отразить привлечение средств иных источников для оплаты обязательств по КФО 5
  22. Как в "1С:БГУ 8" отразить перевод объекта из материалов в основные средства в порядке исправления ошибок прошлых лет
  23. Как в "1С:БГУ 8" установить лимит остатка наличных денег
  24. Как принять к учету навесное оборудование на трактор.


Статьи по зарплате и кадровому учету

  1. Как отмечать региональные нерабочие дни с 25 октября в табеле рабочего времени
  2. Как платить зарплату за нерабочие дни в ноябре 2021 г. сотрудникам со сменным графиком
  3. Нужно ли вести личные карточки работников
  4. Как отразить в учете и отчетности розничную продажу прослеживаемых товаров в "1С:Бухгалтерии 8" (редакция 3.0)
  5. Как в расчете по страховым взносам отразить зарплату и компенсацию отпуска умершему сотруднику
  6. Как заменить годы расчетного периода при расчете пособия в "1С:ЗУП 8" (ред. 3)
  7. Расчет пособия по временной нетрудоспособности с примерами
  8. Для чего нужен справочник "Территории" в "1С:ЗУП 8" (ред. 3)
  9. Как учитывать надбавку за вредные и (или) опасные условия труда при определении размера доплаты до МРОТ
  10. Как в "1С:ЗУП 8" (ред. 3) создать подразделение организации
  11. Как отразить в табеле отсутствие работника в связи с лечением без больничного листа
  12. Как заполнить статистическую форму № 57-Т в программах 1С
  13. В каком порядке прекращается деятельность индивидуального предпринимателя
  14. Установили размеры пособий по безработице на 2022 год
  15. Утвержден новый перечень доходов, из которых нужно удерживать алименты на детей
  16. Как учитывать при расчете отпускных региональные нерабочие дни
  17. Как отразить региональные нерабочие оплачиваемые дни в "1С:ЗУП 8" (ред. 3)
  18. Как в "1С:ЗУП 8" (ред. 3) исправить отпуск, если он проведен и выплачен
  19. Как предоставить сотруднику социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной за лекарства, в программах 1С
  20. Как сделать запись в трудовой книжке при переводе внешнего совместителя на основное место работы через увольнение
  21. Как считать рабочий год для дополнительного отпуска, если сотрудник ушел в отпуск за свой счет.


1С-Лекторий

Тема лектория Дата лектория
1
Маркировка упакованной воды в программах 1С:Предприятие
18.11.2021
2
Специальные механизмы в "1С:ЗУП", ред.3
25.11.2021

Материал подготовлен при помощи сайта https://its.1c.ru


Возврат к списку