Здравствуйте!
Готовы ответить на ваши
вопросы!

Нажимая на кнопку “Перезвоните мне”,
Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
и даете согласие на обработку персональных данных

Дайджест новостей за февраль 2022 для бюджетных организаций

07.03.2022

Изменения в релизах 1С

"1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8"редакция 2

(релизы: 2.0.83.32, 2.0.83.36)

1) Добавлена возможность формирования документов списания дебиторской и кредиторской задолженности на основании инвентаризации расчетов с контрагентами.

2) В соответствии с требованиями законодательства поддержана возможность подписания электронных документов подписью физического лица с использованием машиночитаемых доверенностей. Положения о подписании документов от имени организаций квалифицированными электронными подписями физических лиц с использованием машиночитаемой доверенности вступают в силу с 1 марта 2022 года.

Функционал работы с машиночитаемыми доверенностями выпускается в тестовом статусе.

3) Новый отчет (регистр учета) "Карточка учета имущества в личном пользовании (ф. 0509097)". Унифицированная форма электронных регистров бухгалтерского учета "Карточка учета имущества в личном пользовании (ф. 0509097)" утверждена приказом Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению".

4) Для организаций-заказчиков добавлена возможность получать подписанные обеими сторонами электронные документы из ЕИС для отражения в учете.

Также организации-заказчики имеют возможность получать электронные документы о приемке с приложенными файлами по контракту, подписанные только поставщиком, для дальнейшего рассмотрения, заполнения сведений титула покупателя и приложений с последующей отправкой в ЕИС. Обратите внимание, что данный функционал недоступен в базовой версии.

5) Новые документы для отражения хозяйственных операций по формированию вложений в финансовые активы, принятия к учету, выбытию и реализации финансовых вложений. Реализована возможность выбора документов поступления и выбытия финансовых вложений в исходящих извещениях. Справочник объектов финансовых вложений дополнен реквизитами, необходимыми для их отображения в регистрах бухгалтерского учета. Новые отчет и документ для формирования регистров бухгалтерского учета: реестр учета ценных бумаг (ф. 0504056) и инвентаризационная опись ценных бумаг (ф. 0405081). Обратите внимание, что данный функционал недоступен в базовой версии.

6) В настройке реквизита типовой операции можно указывать параметры выбора для дополнительного ограничения списка доступных для выбора элементов. При выборе КПС в некоторых поставляемых типовых операциях список выбора ограничен по аналитической группе доходов или видам доходов бюджетов. Ограничения не применяются для вида показателя "АУ и БУ" и "Произвольный". Ограничения могут быть отключены в форме выбора КПС.

7) Новая форма "Нормативы расходов подотчетных лиц" - единое рабочее место для редактирования нормативов всех видов по командировочным расходам и нормативов по компенсации проезда к месту отпуска (Крайний Север).

8) В документе "Списание кредиторской задолженности" добавлена поддержка операций списания задолженности без последующего наблюдения, списания задолженности с последующим наблюдением (принятием на забалансовый учет) и прекращения наблюдения задолженности (выбытие с забалансового учета).

9) Список видов маркируемой продукции для реквизита "Вид контроля продукции" справочника "Номенклатура" расширен значениями "Маркировка фотооборудования" и "Маркировка молочной продукции".


"1С:Зарплата и кадры государственного учреждения" редакция 3

(релизы: 3.1.18.364, 3.1.18.396, 3.1.21.15, 3.1.21.36)

1) В корректирующем варианте отчета 6-НДФЛ реализовано автоматическое заполнение Приложения 1 корректирующими справками.

2) Формы воинского учета в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700.

3) Обновлена форма исходящей справки о заработке для расчета пособий (182н) согласно Приказу Минтруда РФ от 10.01.2022 № 1н.

4) Заполнение формы П-4(НЗ) с 2022 года в соответствии с приказом Росстата от 17.12.2021 № 925.

5) Обновлена форма Декларации соответствия условий труда с марта 2022 года согласно Приказу Минтруда от 17.06.2021 № 406н.

6) 1С:Кабинет сотрудника. Реализована возможность отключить необходимость подписания электронной подписью для выполнения заявок сотрудников.

7) Регулярная выгрузка сотрудников в Smartway.

8) С 1 февраля 2022 года проиндексированы социальные пособия на 8.4%.

9) Синхронизация документа "Отражение статистики персонала в бухучете" при использовании классического формата обмена (ранее было реализовано только для нового универсального обмена).


Правовые новости

Вступили в силу изменения в Инструкцию № 191н

13 февраля 2022 года вступил в силу приказ Минфина России от 21.12.2021 № 217н, которым внесены изменения в инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее – Инструкция № 191н).

Несмотря на то, что официально Приказ № 217н начал действовать в феврале 2022 года, большинство изменений нужно было применять уже при составлении бюджетной отчетности за 2021 год. Отдельные изменения применяются с бюджетной отчетности 2022 г.


Изменения с отчетности за 2022 год

В порядок заполнения сведений (ф. 0503171, 0503172, ф. 0503174) добавлено положение о необходимости указывать идентификатор контрагента, если эмитентом ценных бумаг является юридическое лицо – нерезидент Российской Федерации. Правила формирования реквизита "Идентификатор контрагента" изложены в п. 4 приложения 5 к приказу Минфина России от 15.04.2021 № 61н. Соответствующие изменения внесены в пп. 168, 169, 170.1 Инструкции № 191н.

Уточнен порядок заполнения графы 2 раздела 4 сведений (ф. 0503172):

  • если принципал – юридическое лицо Российской Федерации, орган государственной власти (местного самоуправления), указывается ИНН;
  • если принципал – юридическое лицо – нерезидент Российской Федерации, указывается идентификатор контрагента;
  • если принципал – иностранное государство, указывается код по общероссийскому классификатору стран мира (ОКСМ).

Остальные изменения касаются составления отчетности об исполнении консолидированного бюджета. В состав форм годовой бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета включены сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств ф. 0503378 (п. 179 Инструкции № 191н). Форма сведений (ф. 0503378) приведена в приложении 1 к Инструкции № 191н.

Согласно п. 218 Инструкции № 191н сведения (ф. 0503378) формируются на основании данных консолидированных сведений (ф. 0503178ф. 0503178).

В строках и графах отчетных форм, предусмотренных для показателей бюджета субъекта РФ, также указываются данные бюджета федеральной территории "Сириус". В строках и графах отчетных форм, предусмотренных для показателей бюджетов городских округов, также указываются данные бюджета г. Байконур Республики Казахстан. Соответствующие изменения внесены в порядок формирования баланса (ф. 0503320), отчетов (ф. 0503321, 0503323, 0503317, 0503152).


Изменения с отчетности за 2021 год

В Инструкции № 191н учли изменения, которые были внесены приказом Минфина России от 14.09.2020 № 198н в Единый план счетов и инструкцию по его применению.

В порядок заполнения баланса (ф. 0503130) внесли следующие изменения: 

  • показатели уменьшения стоимости нематериальных активов в строках 050, 051 рассчитываются по счетам 0 104 30 421, 0 114 30 420 с аналитическими кодами видов N, R, I, D (разряд 23 номера счета);
  • показатель в строке 080 "Материальные запасы (010500000)" теперь отражается по остаточной стоимости за вычетом сформированного резерва под снижение стоимости запасов;
  • в строке 100 остаток по счету 0 111 00 000 рассчитывается не только за минусом остатка по счету 0 104 40 000, но и по счетам 0 104 60 000, 0 114 40 000, 0 114 60 000;
  • в строке 101 показывается остаток по счету 0 111 00 000, относящийся к долгосрочным правам пользования активами, а не только по счету 111 40, как было ранее.

При заполнении справки (ф. 0503125) нужно учитывать следующие изменения: 

  • форма составляется в отношении оборотов по счетам аналитического учета 1 401 41 000, 1 401 49 000 в части целевых межбюджетных трансфертов;
  • в графе 9 справки (ф. 0503125 по коду счета 120651561 (661) при отражении операций по неденежным расчетам указываются коды корреспондирующих счетов бюджетного учета 1 205 51 561, 1 205 61 561, 1 302 51 831;
  • в графе 7 справки (ф. 0503125 по коду счета 120551000, 120561000) показываются суммы дебетовых расчетов по коду счета 1 205 51 000, 1 205 61 000 в части незавершенных расчетов по целевым межбюджетным трансфертам, предоставленным (полученным) на условиях при передаче активов, а не только по их возвратам, как было ранее;
  • в справке (ф. 0503125 по коду счета 140110151, 140110161) в перечень кодов корреспондирующих счетов для заполнения графы 9 включены счета 1 303 05 731, 1 303 05 831.

Из описания графы 11 отчета (ф. 0503128) исключена возможность отражения показателя со знаком "минус" в случае принятия и исполнения денежного обязательства, расходы по которому возмещались ФСС РФ в объеме платежей учреждения как страхователя. Такая ситуация ранее возникала при выплате учреждением пособий по временной нетрудоспособности в счет уплаты страховых взносов. Однако при переходе регионов на прямые выплаты пособий из ФСС РФ это положение утратило актуальность.


В порядок формирования отчета (ф. 0503121) внесли следующие изменения:

  • показатели увеличений, уменьшений нефинансовых активов формируются с учетом оборотов по счетам учета вложений в объекты государственной (муниципальной) казны, вложений в имущество концедента, амортизации имущества казны;
  • показатели увеличений, уменьшений нематериальных активов формируются по данным счетов с аналитическими кодами видов N, R, I, D (разряд 23 номера счета). В строке 332 отражаются также обороты по соответствующим счетам аналитического учета 0 114 00 000 "Обесценение нефинансовых активов": кредитовые обороты за отчетный период со знаком "плюс", дебетовые обороты – со знаком "минус";
  • показатели по строке 362 формируются с учетом данных по счету 0 114 80 000 "Резерв под снижение стоимости материальных запасов". Кредитовые обороты по счету 0 114 80 000 за отчетный период отражаются со знаком "плюс", дебетовые обороты – со знаком "минус";
  • показатели увеличений, уменьшений прав пользования формируются по данным счетов 0 111 00 000, 0 106 60 000, 0 104 40 000, 0 104 60 000, 0 114 40 000, 0 114 60 000, 0 106 60 000. Кредитовые обороты за отчетный период по соответствующим счетам аналитического учета счетов 0 104 40 000, 0 104 60 000, 0 114 40 000, 0 114 60 000 отражаются со знаком "плюс", дебетовые обороты – со знаком "минус";
  • показатели по строкам 451, 452 формируются также по данным счетов 0 204 3T 000, 0 215 3T 530;
  • показатели по строкам 481, 482 формируются также по данным счета 0 210 T5 000.

Строки отчета (ф. 0503123) формируются с учетом следующих особенностей:

  • строка 0800 – не учитываются показатели по доходам от возврата остатков субсидий прошлых лет, предоставленных учреждениям, иным юридическим лицам, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (показатели по соответствующим аналитическим счетам счета 2 18 00000 00 0000 150 1 210 02 16X). Эту сумму нужно вычесть из показателя по строке 4220;
  • строка 2901 – сумма показателей по коду 273 КОСГУ отражается в положительном значении при выбытии денежных средств в результате недостач, в отрицательном значении – при поступлении денежных средств в результате возмещении ущерба по недостачам денежных средств;
  • в разделе 4 не отражается информация по статье 270 КОСГУ.

Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164ф. 0503160) приводятся пояснения о причинах отклонений.

Изменения в сведениях (ф. 0503168) состоят в следующем:

  • добавлены счета, которые учреждения применяют с 2021 г., в частности, счета с аналитическими кодами видов N, R, I, D для учета нематериальных активов, счет 0 114 80 000 "Резерв под снижение стоимости материальных запасов";
  • в разделе 3 введены строки для показателей на забалансовых счетах 03, 07, 21 с обособлением иного движимого имущества.

Сведения (ф. 0503169) составляются с учетом следующих особенностей: 

  • по дебиторской задолженности формируются также по счету 0 210 T5 000, по кредиторской задолженности – по счету 0 304 T6 000;
  • не относится к просроченной кредиторская задолженность по соответствующим счетам аналитического учета счетов 0 302 26 000 в объеме остаточной стоимости права пользования нематериальными активами на отчетную дату;
  • в графах 3, 4 раздела 2 сведений (ф. 0503169) дата возникновения просроченной дебиторской, кредиторской задолженности учреждения и дата исполнения по правовому основанию не могут превышать отчетную дату. Дата возникновения задолженности не может превышать дату ее исполнения;
  • в случае нескольких причин, повлиявших на наличие просроченной дебиторской, кредиторской задолженности, указывается код причины, оказавшей наибольшее влияние. В текстовой части при необходимости приводятся пояснения указанных фактов.

В разделах 1 – 3 сведений (ф. 0503172) не указываются данные по счетам 0 207 44 000, 0 301 14 000.

В графе 1 сведений (ф. 0503173) указываются номера синтетических счетов 0 100 00 000, 0 200 00 000, 0 300 00 000, коды счетов 0 401 30 000, 0 401 40 000, 0 401 50 000, 0 401 60 000, по которым показатель остатка на начало отчетного финансового года не равен показателю остатка на конец предыдущего отчетного финансового года.

Скорректированы коды причин образования неисполненных обязательств для указания в разд. 1 сведений (ф. 0503175):

"01" – неисполнение контрагентом обязательств по государственному контракту о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением оплачиваемых с применением казначейского обеспечения обязательств);

"06" – перечисление межбюджетных трансфертов в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств соответствующего бюджета, юридического лица (за исключением осуществляемой с применением казначейского обеспечения обязательств);

"12" – неисполнение контрагентом обязательств по государственному контракту о поставке товаров, выполнении работ, оказанию услуг, оплачиваемых с применением казначейского обеспечения обязательств;

"13" – перечисление межбюджетных трансфертов в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств соответствующего бюджета, осуществляемой с применением казначейского обеспечения обязательств.

В сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178) внесены следующие изменения:

  • раздел 1 содержит также данные по счетам эскроу;
  • введен раздел 3 "Касса". Он заполняется в квартальном и годовом отчетах по данным счета 0 201 34 000.

В сведениях о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190) отражаются также данные по счетам 1 106 51 000, 1 106 91 000. Информация по объекту капитальных вложений раскрывается в отдельной строке в общей сумме операций без обособления по видам расходов, формирующих капитальные вложения. При отсутствии кода объекта капитальных вложений в графе 3 сведений (ф. 0503190) ставятся нули. Код статуса объекта (графы 7, 8) на начало отчетного периода должен соответствовать коду статуса объекта на конец прошлого отчетного периода (финансового года). В случае неоднократной смены статуса объекта капитальных вложений в течение отчетного периода в графе 8 раскрывается информация о последнем статусе объекта на отчетную дату.

Код статуса дополнен следующими группами:

06 – проведение проектно-изыскательских работ и разработка проектно-сметной документации;

29 – передача объекта незавершенного строительства казенному учреждению (получателю бюджетных средств), подведомственному другому главному распорядителю бюджетных средств одного бюджета.

Перечень кодов целевой функции объекта капитальных вложений (графа 9) дополнен кодом 13 "Внутриведомственная передача".

Отчеты (ф. 0503317, 0503323) составляются также на основании справок (ф. 0503125) по коду счета 1 303 05 731.


ФНС рассказала об ошибках, совершаемых участниками оборота прослеживаемых товаров

С 8 июля 2021 года в России функционирует национальная система прослеживаемости товаров (далее – НСПТ) (постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).

Налоговая служба провела анализ сведений, которые поступили из деклараций по НДС, отчетов об операциях с прослеживаемыми товарами и документов по прослеживаемости. В ходе анализа выявлены ошибки, допускаемые налогоплательщиками при формировании отчетности, которые носят систематический характер. Это:

  • неотражение операций по реализации прослеживаемых товаров в отчетности (вероятной причиной является отсутствие соответствующих реквизитов, например, РНПТ в выставляемых продавцами счетах-фактурах (УПД), что приводит к формированию необоснованных остатков прослеживаемых товаров у поставщиков и к возникновению расхождений в НСПТ);
  • неуказание в счетах-фактурах сведений о количественной единице измерения прослеживаемого товара и количества товара, подлежащего прослеживаемости, в этой единице. Это также приводит к возникновению расхождений в системе прослеживаемости;
  • необоснованное отражение плательщиками НДС (не освобожденными от его обязанностей) операций с прослеживаемыми товарами в отчете, а не в декларации по НДС;
  • нарушение порядка формирования счетов-фактур при возврате прослеживаемого товара. С 1 января 2019 года действует правило: в случае возврата товара без нового договора поставки продавец должен выставить корректировочный счет-фактуру. Однако ФНС России установила, что в подобных ситуациях покупатели выставляют счета-фактуры на реализацию (т.е. оформляют так называемую обратную реализацию). Как следствие, бывший продавец лишается права на принятие НДС к вычету при получении такого счета-фактуры (письмо Минфина России от 10.04.2019 № 03-07-09/25208).

В связи с этим УФНС России по субъектам, Межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, Межрегиональным инспекциям ФНС России по федеральным округам поручено организовать повторные семинары с налогоплательщиками по вопросам представления и заполнения документов с реквизитами прослеживаемости.

Напомним, до 1 июля 2022 года действует переходный период, в течение которого ответственность за некорректное применение положений о прослеживаемости не наступает (письмо ФНС России от 09.08.2021 № ЕА-4-15/11184@).


Может ли инспекция вернуть переплату по налогу по истечении трех лет с момента уплаты

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (если иное не предусмотрено Налоговым кодексом).

Соответственно, налоговый орган обязан вернуть переплату по налогу, если налогоплательщик подал заявление в течение названного периода. При подаче заявления позже указанного срока налоговый орган откажет в возврате переплаты.

Несмотря на то, что просроченную переплату по налогу налоговый орган не вправе вернуть налогоплательщику, а также не вправе зачесть в счет погашения недоимки и в счет предстоящих платежей по налогам, переплата продолжает числиться в карточке расчетов с бюджетом в общем порядке. Списать переплату по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам налоговый орган не вправе (в том числе со дня уплаты которых прошло более трех лет), так как Налоговым кодексом такое списание не предусмотрено. Об этом сообщил Минфин России в письме от 28.12.2021 № 03-02-11/106695.

С учетом этого у налогоплательщика есть возможность вернуть эту переплату в судебном порядке.

Ссылаясь на определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 № 173-О, налоговая служба в письме от 25.01.2022 № КЧ-19-8/16@ разъяснила следующее. Налоговый кодекс не препятствует плательщику при пропуске трехлетнего срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности: срок исковой давности начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).


Минфин рассказал о налоговых планах на ближайшие три года

Финансовое ведомство утвердило основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов. Приведем наиболее важные из них.


Система прослеживаемости

Продолжение развития национальной системы прослеживаемости товаров (далее – НСПТ), которая обеспечивает контроль за оборотом товаров на всех этапах от их ввоза в Россию до реализации в рознице. Напомним, НСПТ заработала в России с 8 июля 2021 года (постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).


Новый режим налогообложения

Введение нового специального режима налогообложения. Применять его смогут микропредприятия с численностью сотрудников до 5 человек, имеющие предельную сумму годового дохода не более 60 млн рублей. При этом расчет налога будет производиться налоговыми органами на основе данных ККТ и банковских выписок. Также этот режим не предусматривает сдачи какой-либо налоговой отчетности. Законопроект в настоящее время находится на рассмотрении в Госдуме.


Единый налоговый платеж

С 01.07.2022 по 31.12.2022 в виде эксперимента организации и предприниматели смогут применять особый порядок уплаты (перечисления) налогов (сборов, страховых взносов) – единый налоговый платеж (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2021 № 379-ФЗ).

Вместе с тем, планируется применение этого механизма повсеместно. Иначе говоря, организации и ИП будут обязаны уплачивать налоги одним платежным поручением (без уточнения реквизитов и др. параметров) с последующим зачетом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму.


Экспорт несырьевых неэнергетических товаров

В этой сфере планируется:

  • создание гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта, включая предэкспортное и экспортное финансирование;
  • создание комплексной экосистемы ("Одно окно") поддержки экспортеров на базе цифровой платформы "Российский экспортный центр";
  • возмещение экспортоориентированным предприятиям части понесенных логистических затрат, связанных с транспортировкой продукции на зарубежные рынки.

В сфере валютного контроля предполагается упрощение исполнения экспортных внешнеторговых контрактов с нерезидентами через взаимозачеты между резидентами и нерезидентами.


Платежные сервисы

Создание удобных платежных сервисов для участников бюджетной системы по аналогии с сервисами системы "автоплатежей" коммерческих банков. С помощью таких сервисов плательщики смогут составлять распоряжения о переводе денежных средств, не задумываясь о правильности реквизитов получателя, кода бюджетной классификации и других.


Налог на прибыль

В рамках налога на прибыль, в частности, предполагается изменение условий учета расходов на добровольное страхование: переход от закрытого перечня видов страхования к критериям соответствия расходов на такое страхование.


НДФЛ

Больше всего изменений планируется в рамках администрирования НДФЛ. В частности:

  • введение обязанности Пенсионного фонда РФ представлять налоговым органам сведения о владельцах сертификатов на материнский (семейный) капитал, распорядившихся его средствами, а также о размере использованных средств. Это необходимо для контроля за правомерностью предоставления имущественных налоговых вычетов;
  • увеличение предельного возраста до 24 лет детей, обучающихся по очной форме, в целях предоставления "медицинского" налогового вычета;
  • установление в целях освобождения от НДФЛ максимального размера компенсаций дистанционным работникам, связанных с использованием ими собственного или арендованного оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств для выполнения трудовой функции;
  • акрепление принципа, согласно которому выплачиваемые российскими работодателями вознаграждения за дистанционную работу за границей будут относиться к доходам от источников в России;
  • наделение иностранных юридических лиц функциями налоговых агентов по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых физическим лицам, выполняющим работы и услуги на территории РФ, в том числе в области информационных технологий, с использованием интернета.


НДС

В рамках этого налога предполагается со 100 до 300 рублей увеличить лимит расходов на приобретение или создание единицы товаров (работ, услуг), передаваемых в рекламных целях и освобождаемых от НДС.

Также планируется пересмотр понятия "международная перевозка" для целей применения нулевой ставки. Под такую перевозку будет попадать:

  • перевозка только тем транспортом, на котором товар пересек границу;
  • либо перевозка, которая оформлена международным перевозочным документом, в котором один пункт указан на территории России, а другой – за рубежом.


Страховые взносы

Планируется работникам с разъездным характером работ и вахтовикам ввести лимит выплат, освобождаемых от обложения страховыми взносами.


Налоговое администрирование

Налоговые органы хотят наделить правом применения предварительных обеспечительных мер. Их можно будет наложить с момента принятия решения о проведении выездной проверки. Цель – предотвратить возможность сокрытия налогоплательщиком имущества и активов.

Также планируют отменить запрет на открытие новых счетов, если действующий заблокирован. Особенность заключается в том, что при открытии нового счета на него тоже будет распространяться блокировка.


Минфин России об НДФЛ и страховых взносах с суточных лицам с разъездным характером работы

Минфин России письмом от 30.12.2021 № 03-04-06/107896 напомнил о порядке обложения НДФЛ и страховыми взносами выплат лицам с разъездным характером работы.

В ведомстве указали, что согласно п. 1 ст. 217 НК РФ и пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ освобождены от НДФЛ и страховых взносов все виды компенсационных выплат, предусмотренных законодательством. А обязанность работодателя возмещать расходы лицам, работа которых носит разъездной характер, прямо закреплена в ст. 168.1 ТК РФ.

Так, по ст. 168.1 ТК РФ сотрудникам компенсируются:

  • расходы на проезд;
  • расходы на наем жилья;
  • суточные;
  • иные расходы, понесенные с ведома и разрешения работодателя.

Размеры и порядок возмещения затрат работодатель должен установить в локальном нормативном акте (ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ).

В связи с этим Минфин России отмечает, что не включаются в базу по НДФЛ и взносам суточные в размере, закрепленном в локальном нормативном акте.

Заметим, что компенсация расходов на проезд, наем жилого помещения, а также иных затрат освобождается от НДФЛ и взносов в размерах, документально подтвержденных сотрудником.


Утверждены новые формы для представления работодателями сведений в службу занятости

Работодатели должны сообщать в службу занятости населения сведения о занятости населения, предусмотренные п. 2 и 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1.

Минтруд России утвердил следующие формы, по которым работодатели будут отчитываться в эту службу:

  • сведения о принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности (штата) работников и возможном расторжении трудовых договоров;
  • сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства;
  • сведения о применении в отношении работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве);
  • информация, необходимая для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
  • информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Напомним, что организации обязаны сообщить в службу занятости о предстоящей ликвидации и сокращении численности (штата) работников за два месяца до увольнения, а в случае массовых увольнений – за три месяца. Индивидуальным предпринимателям необходимо сообщить в службу занятости о прекращении деятельности ИП и сокращении численности (штата) работников за две недели до их увольнения. Если организация не ликвидируется (ИП не прекращает деятельность) и не проводит сокращение численности (штата) работников, то работодатель не обязан представлять такие сведения в службу занятости.

Сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства работодатель должен представить в СЗН в течение трех рабочих дней после принятия такого решения.

Сведения о применении процедур банкротства, информацию, необходимую для ведения деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, информацию о создании рабочих мест для трудоустройства инвалидов по квоте работодатели должны представлять в СЗН ежемесячно.


ФСС России утвердил формы документов для возмещения расходов работодателя на выплату пособия на погребение

Напомним, что пособие на погребение относится к тем видам социальных выплат, расходы на которые несет работодатель, а затем обращается за возмещением в орган ФСС России (ч. 24 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, далее – Закон № 255-ФЗ).

Отметим, что фонд вправе провести камеральную (либо выездную) проверку работодателя на предмет полноты и достоверности представляемых им сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, а также для возмещения затрат на выплату социального пособия на погребение (ч. 1 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ). Если по итогам проверки будет обнаружено, что работодатель предоставил недостоверные данные или скрыл сведения, влияющие на назначение социальных выплат, фонд вправе принять следующие решения (ч. 4 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ):

  • об отказе в назначении и выплате пособия физлицу или в возмещении затрат работодателя на выплату пособия на погребение;
  • об отмене решения о назначении и выплате пособия физлицу или о возмещении затрат работодателя на выплату пособия на погребение;
  • о возмещении излишне понесенных ФСС России расходов.

ФСС России приказом от 27.12.2021 № 594 утвердил формы документов, которые оформляются в ходе проведения камеральных и выездных проверок. Приказ № 594 вступает в силу 13.02.2022. Так, утверждены: 

  • формы решений о проведении выездной проверки, ее приостановлении и возобновлении;
  • форма решения о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов, запрошенных фондом;
  • форма справки о проведенной выездной проверке;
  • формы актов камеральной и выездной проверки;
  • форма решения о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения;
  • форма требования о возмещении излишне понесенных фондом расходов на выплату страхового обеспечения;
  • форма решения об отмене решения о назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя);
  • форма решения о привлечении и об отказе привлечения работодателя к ответственности;
  • форма решения об отказе в назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов).

Заметим, что ФСС России не утвердил форму заявления, которое работодатель должен предоставить для возмещения выплаченного пособия на погребение. Полагаем, что на текущий момент работодатель может использовать форму, утвержденную приказом ФСС России от 04.02.2021 № 26.


Можно ли получить вычет на прослеживаемый товар по счету-фактуре без РНПТ

Основанием для предъявления входного НДС к вычету является правильно оформленный счет-фактура (п. 2 ст. 169 НК РФ).

При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, продавец обязан оформить электронный счет-фактуру, содержащий (п. 5 ст. 169 НК РФ):

  • РНПТ (графа 11);
  • количественную единицу измерения прослеживаемого товара (графы 12 и 12а);
  • количество товара, подлежащего прослеживаемости (графа 13).

Вместе с тем неуказание (неверное указание) в счете-фактуре этих сведений не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога (абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).

Соответственно, неверное заполнение (незаполнение) граф счета-фактуры, относящихся к прослеживаемым товарам, не может быть причиной отказа в принятии к вычету НДС. Также в вычете не откажут, если продавец счет-фактуру на прослеживаемые товары выставит на бумажном носителе и (или) в нем будут отсутствовать указанные графы.

Об этом ФНС России сообщила в письме от 25.10.2021 № СД-4-3/15059@.

Несмотря на то, что при незаполнении (неверном заполнении) граф 11-13 счета-фактуры в вычете НДС не откажут, при реализации прослеживаемого товара эти графы необходимо заполнять. В письме от 20.01.2022 № ЕА-4-15/527@ налоговая служба привела это как наиболее частую ошибку, которая в итоге приводит к расхождениям в национальной системе прослеживаемости товаров.


В каких случаях нужно проводить техосмотр автомобиля

В Государственной автоинспекции разъяснили, в каких случаях владельцы автомобилей должны проводить их техосмотр и какая ответственность предусмотрена за непрохождение.

30 декабря 2021 года вступили в силу поправки в ст. 15 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств…" и ст. 15 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств…". По новым правилам легковые автомобили и мотоциклы не должны проходить техосмотр, если они принадлежат физическим лицам и используются ими исключительно в личных целях.

Техосмотр по-прежнему обязаны проходить:

  • ТС, которые используются как легковое такси;
  • ТС, которые используются для перевозки пассажиров;
  • личные ТС граждан, которые используются в служебных целях.

При этом любой собственник транспортного средства вправе пройти техосмотр на добровольной основе.

Еще два случая, когда придется пройти техосмотр:

  • совершение регистрационных действий, связанных со сменой владельца (купля-продажа, дарение и т.д.), если с момента изготовления транспортного средства прошло более 4 лет (включая год изготовления);
  • совершение регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и (или) заменой основного компонента (кузова, рамы или кабины) транспортного средства вне зависимости от его возраста.

Отсутствие действующей диагностической карты, которая выдается после пройденного техосмотра и подтверждает допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, является поводом для отказа в совершении регистрационных действий. 

В связи с изменением правил прохождения техосмотра были внесены изменения и в КоАП РФ. С 1 марта 2022 г. утратит силу ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за управление транспортным средством, не прошедшим техосмотр. В то же время ст. 12.5 КоАП РФ дополняется с 01.03.2022 ч. 1.1, которая устанавливает ответственность за управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена диагностическая карта. Штраф – 2000 рублей. На получение диагностической карты дается 24 часа. По истечении этого срока возможно повторное привлечение к указанной административной ответственности (при отсутствии диагностической карты).


ФНС разъяснила особенности заполнения счета-фактуры на прослеживаемые товары

Налоговая служба в письме от 01.02.2022 № ЕА-4-26/1125@ рассмотрела вопросы формирования в счетах-фактурах информации о товарах, в том числе подлежащих прослеживаемости.


Необходимость проставления прочерков

Порядок заполнения счетов-фактур, составляемых как на бумажном носителе, так и в электронной форме, определен разделом 2 Приложения № 1 постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее – Порядок).

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 № 534 в указанный Порядок внесены изменения, которые в числе прочего исключили нормы об обязательном проставлении в незаполняемых графах счета-фактуры прочерков. Так, нормы о заполнении граф 11, 12, 12а и 13 (предназначенных для отражения сведений о прослеживаемости) счета-фактуры не содержат упоминаний о прочерках.

Иначе говоря, проставление прочерков в бумажной и в электронной форме счета-фактуры не является необходимым действием для указания на отсутствие тех или иных показателей (в т.ч. показателей, относящихся к прослеживаемым товарам).

При этом в отношении заполнения электронных счетов-фактур необходимо учитывать следующее. Согласно п. 8 Порядка показатели, которые не заполняются или в которых в бумажной форме могли бы быть проставлены прочерки, в электронном документе не формируются. Соответственно, в отношении не сформированных в файле обмена элементов формата не может быть предъявлено требование об их визуализации (как в части представления наименований элементов, так и в отношении указания или неуказания прочерков).

Другими словами, при оформлении электронных счетов-фактур, не содержащих информацию о прослеживаемых товарах, не нужно проставлять прочерки в соответствующих графах (для того, чтобы показать отсутствие данных о прослеживаемости).


Отражение комплектов (наборов), включающих прослеживаемые товары

Объединение товаров в набор или комплект (например, включение монитора в состав автоматизированного рабочего места, далее – АРМ) не является основанием для прекращения прослеживаемости, поскольку не происходит переработки товара, изменения его первоначальных физических характеристик, товар не становится неотъемлемой частью другого имущества.

Поэтому при реализации комплекта (набора), включающего прослеживаемый товар, отсутствие в счете-фактуре "прослеживаемых показателей" (графы 11-13) является нарушением требований актов действующего законодательства в области прослеживаемости.

Вместе с тем Порядком не предусмотрено особенностей заполнения графы 1а счета-фактуры, формируемого при реализации набора (комплекта) товаров, включающего в себя прослеживаемый товар. Иначе говоря, продавец не обязан выделять прослеживаемый товар в составе набора (комплекта) в наименовании товара. Но и запрета на такое выделение нет.

Поэтому, по мнению ФНС России, при реализации такого рода наборов (комплектов) графы 11–13 счета-фактуры необходимо формировать по каждому подлежащему прослеживаемости товару, включенному в набор (комплект). Делать это нужно в подстроках к строке, в наименовании которой указан набор (комплект).

Например, при реализации АРМа, в состав которого включен монитор, заполнить счет-фактуру можно следующим образом:

в строке 1 в графе 1а – "АРМ".

Далее в подстроке 1 к строке 1:

  • в графе 11 – РНПТ
  • в графе 12 – 796
  • в графе 12а – шт.
  • в графе 13 – 1.

Аналогичный порядок применим и в отношении формирования в электронной форме УПД.


Как проверить, какое имущество числится за организацией в налоговом органе

Не позднее 1 марта 2022 года организации должны исчислить и уплатить транспортный и земельный налоги за 2021 год. Чтобы эти налоги были исчислены и уплачены в полном объеме, сведения о транспортных средствах и земельных участках, которые имеет организация, должны быть не только у организации, но и в налоговом органе.

Во втором квартале 2022 года налоговые органы приступят к расчету транспортного и земельного налогов за 2021 год для направления организациям сообщений об исчисленных суммах налогов на основании сведений, имеющихся у налоговых органов.

ФНС России разместила на своем сайте информацию, в которой сообщила, что до указанного времени (до второго квартала) организации могут обратиться в налоговые органы по месту своего учета, чтобы сверить сведения о принадлежащих им налогооблагаемых транспортных средствах и земельных участках. Это поможет выявить объекты, которые должны учитываться в налоговом органе, и объекты, которые должны быть сняты с учета, поскольку организация их не имеет.

Чтобы получить сведения об имуществе, которое числится в налоговом органе, организация вправе получить выписку из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) об объектах налогообложения, которые ей принадлежали в 2021 году.

Налоговое ведомство напомнило, что организация ставится и снимается с учета в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств и земельных участков на основании сведений, которые органы ГИБДД МВД России, Гостехнадзора, ГИМС МЧС России, Росморречфлота, Росавиации, Росреестра направляют в ФНС России и территориальные налоговые органы.

Если, по мнению организации, сведения ЕГРН необходимо актуализировать, налоговый орган направит межведомственный запрос в орган, который отвечает за ведение базовых государственных реестров, кадастров, регистров и т.п., содержащих первичные сведения о транспортных средствах или объектах недвижимости. О результатах сверки и наличии оснований для изменения записей ЕГРН организация будет проинформирована.

Также ФНС напомнила, что с 2023 года российские компании не включают в декларацию по налогу на имущество сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Вместе с тем вводится порядок направления таким юрлицам сообщений налоговых органов об исчисленной сумме указанного налога.

Чтобы подготовиться к вступлению в силу перечисленных положений, организации в 2022 году также могут обратиться в налоговый орган за проведением сверки сведений. Если после получения выписки будут обнаружены расхождения записей ЕГРН с характеристиками объекта недвижимости по сведениям органов Росреестра, организации целесообразно сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения объекта недвижимости.


Что меняется в справке о сумме заработка по форме 182н с 20 февраля 2022 года

С 20 февраля 2022 года выдавать справку о сумме заработка для расчета пособий работникам (бывшим работникам) необходимо по обновленной форме.

Сразу оговоримся, изменения касаются лишь одного момента: из формы справки исключена строка с реквизитами подписи главного бухгалтера. Таким образом, достаточно подписи работодателя, т.е. руководителя организации или индивидуального предпринимателя.

Указанные изменения предусмотрены приказом Минтруда России от 10.01.2022 № 1н. Они вступают в силу 20.02.2022. Как указано в пояснительной записке к проекту приказа, такие поправки направлены на оптимизацию бумажного документооборота и сокращение сроков предоставления справок физлицам.

Напомним, справку о сумме заработка работодатель обязан выдать сотруднику в день увольнения. Если за справкой обратился бывший работник, документ необходимо выдать в срок не позднее трех рабочих дней с даты представления лицом соответствующего заявления (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).


Как будут контролировать применение онлайн-касс с 1 марта 2022 года

C 01.03.2022 организация контроля (надзора) за соблюдением законодательства о применении кассовой техники регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Положение о контроле и надзоре должно утвердить Правительство. Проект размещен на regulation.gov.ru. Плановых проверок не будет (пп. "б" п. 1 ст. 60 Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ). Возможны следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:

  • контрольная закупка,
  • документарная проверка,
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований,
  • выездное обследование.

В письме от 14.01.2022 № АБ-4-20/265@ налоговая служба поручила не позднее 18.02.2022 обеспечить доступ к порталу Федеральной государственной информационной системы "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" (ФГИС ЕРКНМ) для всех сотрудников территориальных налоговых органов, уполномоченных на проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

Напомним, единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий создан в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ. В реестре аккумулируется информация о (п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона № 248-ФЗ):

  • проводимых профилактических мероприятиях (предостережение, профилактический визит)

  • и контрольных (надзорных) мероприятиях (контрольная и мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверка).

В отношении каждого мероприятия определен свой состав сведений, срок внесения и статус отображения в публичном доступе (Приложение к постановлению Правительства РФ от 16.04.2021 № 604).

Информацию о проверках контролируемые лица могут получить через единый портал Госуслуг или через личный кабинет в ведомственных информационных системах (п. 23 постановления Правительства РФ от 16.04.2021 № 604). Проводить контрольные (надзорные) мероприятия, которые на момент их начала отсутствуют в реестре, запрещено (ч. 4 ст. 19 Закона № 248-ФЗ).


Роструд разъяснил особенности привлечения сотрудников к работе в выходные и праздничные дни и организации сменной работы

Роструд опубликовал разъяснения, в которых рассказал, на что следует обратить внимание работодателям при привлечении работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни и организации работы сотрудников по сменному графику. Рассмотрим разъяснения ведомства подробнее.


Привлекать к работе в выходные (праздничные) дни можно, но только в исключительных случаях

В Роструде напоминают, что работодателям запрещено привлекать работников к исполнению своих трудовых обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. Однако в ряде случаев работа в выходные и праздники возможна, если имеется письменное согласие работника и письменный приказ (распоряжение) работодателя. Такими случаями являются выполнение заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом, ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

В некоторых случаях работа в выходные (праздничные) дни возможна без согласия работников. Эти случаи перечислены в ч. 3 ст. 113 ТК РФ. Например, работодатель вправе привлекать работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения их последствий, стихийного бедствия, а также при возникновении других чрезвычайных обстоятельств.


Непрерывное производство – повод для работы в выходной день

Трудовое законодательство предусматривает ряд случаев, когда работа в выходные и нерабочие праздничные дни предполагается графиком работы, установленным у работодателя. В частности, работа в нерабочие праздничные дни допускается:

  • в непрерывно действующих организациях, где выполняются работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям;
  • на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения;
  • на неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работах.

В этом случае получать отдельное согласие на привлечение к работе в праздники не нужно.


Некоторые категории работников могут работать в выходной (праздничный) день только при соблюдении определенных условий

Трудовым законодательством также предусмотрены категории работников, привлечение которых к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только при следующих условиях:

  • работа не запрещена по состоянию здоровья;
  • получено письменное согласие;
  • работник ознакомлен под подпись со своим правом отказаться от работы в эти дни;
  • имеется письменное распоряжение работодателя.

К таким работникам относятся:

  • инвалиды;
  • женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;
  • матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до 14 лет;
  • опекуны детей в возрасте до 14 лет;
  • родитель, имеющий ребенка в возрасте до 14 лет, в случае, если другой родитель работает вахтовым методом;
  • работники, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, в период до достижения младшим из детей возраста 14 лет;
  • работники, имеющие детей-инвалидов;
  • работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением (ст. 259 ТК РФ);
  • отцы, воспитывающие детей без матери (ст. 264 ТК РФ);
  • опекуны (попечители) несовершеннолетних (ст. 264 ТК РФ).


Правила оплаты сверхурочной работы при оплате работы в выходные (праздничные) дни не применяются

Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в повышенном размере (ст. 153 ТК РФ).

Если в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудник отработал сверхурочно, то учитывать эти дни при подсчете сверхурочных часов и оплачивать как сверхурочную работу не нужно. В этом случае сверхурочная работа уже оплачена в двойном размере (ч. 1 ст. 99, ч. 3 ст. 152, ч. 1, 3, 4 ст. 153, ч. 2 ст. 290 ТК РФ, решение Верховного Суда РФ от 30.11.2005 № ГКПИ 05-1341).


Продолжительность отгула за работу в выходной (праздничный) день не зависит от отработанного времени

В соответствии с ч. 4 ст. 153 ТК РФ по желанию работника, который трудился в выходной или праздничный день, вместо повышенной оплаты ему может быть предоставлен другой день отдыха (отгул).

Если работник выбрал отгул вместо повышенной оплаты, ему необходимо предоставить полный день отдыха даже в том случае, если в выходной или нерабочий праздничный день он отработал менее 8 часов.

Отгул не предоставляется работникам, которые заключили трудовой договор на срок до 2 месяцев. Работа в выходной (праздничный) день компенсируется таким работникам только деньгами – не менее чем в двойном размере (ч. 2 ст. 290 ТК РФ). Нет права на отгул и у сотрудников, которые работают по графику, отличному от пятидневки.


Когда может быть установлен сменный режим работы?

Ст. 103 ТК РФ предусмотрена сменная работа, которая может производиться в две, три или четыре смены. Она устанавливается в случаях, когда:

  • длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной смены;
  • необходимо более эффективно использовать оборудование, увеличить объем оказываемых услуг или выпускаемой продукции.

Роструд обращает внимание, что сменный режим работы может быть установлен при приеме на работу или в процессе работы:

  • в качестве основного режима для всех работников;
  • только для одного или нескольких работников (то есть их режим труда в этом случае будет отличаться от общих правил).


Когда работа не признается сменной?

Если сменный режим работы предусмотрен в качестве основного для всех работников организации, он должен быть установлен правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашениями. Сменный режим для одного или нескольких работников устанавливается трудовым договором или дополнительным соглашением к нему.

При сменной работе каждый работник (группа работников) должен производить работу в течение установленного для него рабочего времени в соответствии с графиком сменности в течение суток.

В Роструде отметили, что не признается сменной работой режим, при котором замена работников происходит не в течение суток, а за их пределами (например, работа по графику "сутки через трое").

Таким образом, следует различать работу по графику при сменной работе и работу по графику, отличному от привычного 5/2.


Правила составления графика при сменной работе

Составляя график сменности, необходимо учитывать мнение представительного органа работников в порядке, определенном в ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (при наличии такого органа). При этом работодателю следует помнить о двух моментах:

  • графики сменности следует довести до сведения работников не позднее, чем за один месяц до их введения в действие;
  • нельзя вносить в график сменности две смены подряд для одного работника, даже если он согласен работать в таком режиме.

В зависимости от периода времени могут составляться разные графики сменности. Продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не должна превышать нормального количества рабочих часов. Поэтому при составлении графика сменности нельзя предусматривать в нем переработку.

Отметим, что правил составления графика работы, которая сменной не является, законодательство не содержит. Поэтому их не нужно согласовывать с профсоюзом. Тем не менее, по нашему мнению, такой график в пределах учетного периода также не должен содержать переработок, а кроме того, с ним необходимо знакомить сотрудников под подпись.


График при сменной работе для сотрудников с сокращенной продолжительностью смены

При составлении графика работодателю необходимо помнить и о той категории работников, для которых установлена особая продолжительность рабочего дня (смены) в соответствии со ст. 94 ТК РФ. Речь идет, в частности, о:

  • работниках в возрасте от 14 до 18 лет;
  • инвалидах;
  • работниках, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.


При сменной работе следует соблюдать нормы труда и отдыха

При сменной работе работник должен непрерывно отдыхать не менее 42 часов в неделю. Продолжительность ежедневного отдыха между сменами вместе со временем, отведенным для обеда, должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

Если более половины времени смены выпадает на ночное время (с 22:00 до 06:00 часов), она должна быть сокращена на один час. Исключение составляют случаи, когда:

  • для работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени;
  • работники приняты специально для работы в ночное время.


Как проверить утвержденный график сменности на соблюдение норм рабочего времени

В соответствии с Порядком исчисления нормы рабочего времени, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н, норма рабочего времени должна исчисляться по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными (суббота и воскресенье) днями исходя из продолжительности ежедневной работы (смены):

  • при 40-часовой рабочей неделе – 8 часов;
  • при продолжительности рабочей недели менее 40 часов – количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней.

Таким образом, продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т.д. часов) нужно поделить на 5 и умножить на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели конкретного месяца. После чего из полученного количества часов нужно вычесть количество часов в данном месяце, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней. Норма рабочего времени за год исчисляется в аналогичном порядке.

Кроме того, график сменности будет составлен корректно только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал год) не превышает нормальное число рабочих часов;
  • отсутствует работа в течение двух смен подряд;
  • продолжительность еженедельного непрерывного отдыха составляет 42 часа или более.

Отметим, что указанные правила применимы для всех случаев, когда сотруднику установлен суммированный учет рабочего времени.


Декларацию по НДС за 1-й квартал 2022 года следует подавать по обновленной форме

Приказом ФНС России от 24.12.2021 № ЕД-7-3/1149@ внесены изменения в форму декларации по НДС, порядок ее заполнения, а также формат представления в электронной форме (утв. приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).

Поправки затронули раздел 1 декларации, в котором отражается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета). Раздел дополнен строками 055 и 056. Эти строки должны заполнять налогоплательщики в случае применения заявительного порядка возмещения НДС в соответствии со ст. 176.1 НК РФ. По строке 055 отражается код основания для применения заявительного порядка возмещения налога. Порядком заполнения декларации для заполнения этой строки предусмотрено 7 кодов (с 01 по 07). По строке 056 отражается общая сумма налога, заявляемая к возмещению, по всем кодам, отраженным по строке 055.

Порядок заполнения декларации дополнен тремя новыми кодами операций:

  • код 1010832 применяется при выполнении работ (оказании услуг), передаче имущественных прав на безвозмездной основе органами государственной власти, органами местного самоуправления, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства и ее дочерними обществами и др. организациями. Выполнение указанных работ (оказание услуг), передача имущественных прав не признается объектом обложения НДС на основании пп. 21 п. 2 ст. 146 НК РФ;
  • код 1011213 применяется при оказании услуг по реализации иностранными лицами прав на проведение чемпионата мира FIA "Формула-1". Эти услуги освобождаются от НДС на основании пп. 32.1 п. 2 ст. 149 НК РФ;
  • код 1011214 применяется при оказании услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание). Названные услуги освобождаются от НДС в соответствии с пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Обновленная форма декларации по НДС применяется с 1-го квартала 2022 года.


ФНС рассказала, какие критерии будет использовать при оценке реальности сделок

Письмом от 30.12.2021 № КЧ-4-18/18485@ Федеральная налоговая служба довела до нижестоящих инспекторов обзор судебной практики, посвященный оспариванию сделок. Инспекторам на местах поручено не только изучить соответствующие выводы, но и разработать соответствующие цифровые маркеры, с помощью которых подобные злоупотребления будут выявляться в автоматическом режиме. Рассмотрим, какие именно сделки и какие их признаки могут стать поводом для доначислений.


Недействительность сделки на основании информации из открытых источников

Достаточно большой блок судебных решений, включенных налоговой службой в комментируемый обзор, посвящен работе с открытыми источниками. В частности, указывается, что о мнимости сделки могут свидетельствовать данные ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об организации – ее учредителях, руководстве, месте нахождения (п. 1 ч. I Обзора). Также в "красную зону" должны попасть сделки, не соответствующие видам деятельности, зафиксированным в ЕГРЮЛ. Подобные договоры могут свидетельствовать о фиктивности операции или ее осуществлении исключительно с целью вывести имущество, чтобы при ликвидации или банкротстве оно не досталось кредиторам, в т.ч. налоговым органам (п. 3 ч. I Обзора).

По мнению ФНС России, следующий открытый источник, который должны использовать добросовестные налогоплательщики при заключении сделок, – это база данных исполнительных производств. Наличие на сайте ФССП данных о непогашенных задолженностях контрагента – явный признак его неплатежеспособности. А значит, договор с такой организацией попадает в зону риска, ведь добросовестный налогоплательщик не станет заключать сделку с неплатежеспособным контрагентом (п. 4 ч. I Обзора). Также любой разумный покупатель, приобретая объект недвижимости, не ограничится сведениями из краткой выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах, а изучит все данные ЕГРН. Другое поведение покупателя плюс короткий срок владения объектом продавцом и явно заниженная стоимость сделки свидетельствуют о недобросовестности сторон и противоправных целях (п. 9 ч. II Обзора).


Недействительность сделки исходя из ее условий и последствий

Следующий блок признаков, говорящих о мнимости сделки, связан с обстоятельствами ее исполнения. Здесь ФНС России предлагает обращать внимание не только на цену, которая, как следует из обзора, может определяться с учетом данных популярных сайтов (маркетплейсов) по размещению объявлений (п. 5 ч. I Обзора), но и на последующее поведение сторон. В частности, о нереальности договора может говорить тот факт, что проданное имущество возвращается к продавцу в рамках иной сделки. К примеру, на правах аренды (п. 3 ч. II Обзора). А также то обстоятельство, что оплата за проданный товар не осуществлялась (п. 5 ч. I Обзора), или тот факт, что покупатель решил приобрести ценные бумаги неплатежеспособной организации (п. 5 ч. II Обзора).

Еще один набор критериев, позволяющих усомниться в правомерности совершаемых налогоплательщиком операций, связан с особенностями ведения бизнеса. В этой части в комментируемом письме приводятся следующие примеры. Отчуждение объектов интеллектуальной собственности, которые являются для конкретной организации наиболее значимой частью бизнеса. Подобные операции могут говорить о попытке "перевода бизнеса" на другое лицо с целью избежать исполнения обязательств перед кредиторами и бюджетом. Эти сделки, по мнению ФНС России, требуют особого внимания и скрупулезной проверки (п. 6 ч. I Обзора).

Также о переводе бизнеса может свидетельствовать и совокупность действий по передаче прав на осуществление лицензируемых видов деятельности. В частности, лицензий на пользование недрами. Тут незаконными могут признаваться не только соответствующие сделки, но и другие действия налогоплательщика. Например, выдача согласия на переоформление лицензии, уведомление о прекращении договоров аренды земельных участков и т. п. (п. 1 ч. II Обзора).

Отдельный случай незаконной оптимизации бизнеса, на который ФНС России рекомендует обращать пристальное внимание, – это создание отдельных центров прибыли и центров убытков. В качестве примера приводится следующая конструкция. Между двумя компаниями, фактически принадлежащими одному лицу, был заключен договор, в рамках которого поставщик должен был изготовить из давальческого сырья и передать покупателю напитки. Покупатель в дальнейшем отгружал эти напитки в торговые сети для реализации. При этом деятельность поставщика по изготовлению напитков была убыточной из-за постоянной задолженности со стороны покупателя, тогда как сам покупатель от работы с торговыми сетями получал значительный доход. Подобную договорную конструкцию суд признал незаконной (п. 7 ч. II Обзора).


Недействительность сделки между взаимозависимыми лицами 

И в заключение еще один важный момент, на который стоит обратить внимание. Речь идет о ситуации, приведенной в п. 5 ч. II Обзора. Она касается возможности признания взаимозависимыми лицами бывших супругов. Здесь налоговая служба обращает внимание на общий принцип: аффилированность лиц может быть не только юридической, но и фактической. И главным признаком фактической взаимозависимости является заключение сделок и последующее их исполнение на условиях, которые являются недоступными для обычных (независимых) участников рынка (определение Верховного Суда РФ от 26.05.2017 № 306-ЭС16-20056(6) по делу № А12-45751/2015).

В этой связи само по себе расторжение брака не является обстоятельством, исключающим взаимозависимость лиц, особенно если семейные или дружественные отношения между бывшими супругами продолжаются. А установить этот факт можно и на основе анализа данных из социальных сетей.


Новые правила проведения противопожарного инструктажа работников

Обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, – это одна из обязанностей каждого работодателя (абз. 4 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" работники и служащие организаций проходят обучение мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа и дополнительным профессиональным программам. Как видно из этой нормы, проходить обучение должны только работники организаций. На сотрудников работодателей-ИП эта обязанность не распространяется.

Приказом от 18.11.2021 № 806 (далее – Приказ № 806) МЧС России установило:

  • порядок, виды и сроки обучения по программам противопожарного инструктажа;
  • требования к содержанию программ противопожарного инструктажа;
  • категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности.

Приказ № 806 вступит в силу 1 марта 2022 года, с этой же даты утратят силу действующие правила обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, утв. приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645.

Согласно п. 31 Норм пожарной безопасности, утв. приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, должны пройти обучение пожарно-техническому минимуму. В новом приказе такого понятия нет. Теперь обучение называется "дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовке". Кстати, такие программы уже утверждены приказом МЧС России от 05.09.2021 № 596 и вступают в силу с 1 марта 2022 года.


ФНС подтвердила, что ноутбуки не прослеживаются

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, утвержден постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110 (далее – Перечень). При применении этого Перечня следует руководствоваться кодами ТН ВЭД (п. 2 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).

В письме от 11.11.2021 № ЕА-4-15/15809@ ФНС России отметила, что машины вычислительные портативные массой не более 10 кг, состоящие, по крайней мере, из центрального блока обработки данных, клавиатуры и дисплея, классифицируются кодом ТН ВЭД 8471 30 000 0.

Поскольку этот код в Перечне не поименован, ноутбук прослеживаемым товаром не является.


ФНС раскрыла механизм выявления фиктивных вычетов по НДС

В последнее время налоговая служба ведет активную борьбу с формальным документооборотом по НДС, когда отношения между сторонами существуют только на бумаге, а договоры и первичка составляются исключительно для получения вычетов входного налога. Механизмы, которые должны использовать инспекторы на местах для сбора доказательств при выявлении таких схем, ФНС России раскрыла в письме от 03.11.2021 № ЕА-4-15/15530.

Как отмечается в документе, в рамках проверок ИФНС должна не только установить факт фиктивности операций, но и собрать доказательственную базу. Делать это можно и в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, среди которых – допросы, анализ регистрационных дел, первичных документов, счетов-фактур и данных из открытых источников.

В частности, налоговая служба настаивает на необходимости допросов должностных лиц и работников спорных контрагентов, в ходе которых необходимо определить номинальность или реальность участия руководителей и учредителей в деятельности и создании организаций, а также фактические обстоятельства заключения договоров, вызывающих подозрения.

При этом допросы не следует завершать сразу после установления номинальности руководителей и учредителей. В подобных ситуациях контролеры должны выяснить, кто координировал действия по регистрации организаций (регистрировал в налоговых органах, открывал счета в банках и т.п.). В дальнейшем эти сведения нужно сопоставить с данными из регистрационных дел всех участников схемы. Цель – выявить совпадение телефонных номеров, доверенностей, нотариусов, электронных адресов, лиц, оплативших государственную пошлину, и т.д.

Не стоит, по мнению ФНС России, пренебрегать и допросами руководства самого налогоплательщика. Так, у директора и главбуха можно поинтересоваться фактическими обстоятельствами подписания договоров, вызывающих подозрение, а также составления первичных документов и счетов-фактур. Далее на основании этих сведений устанавливается транспортная схема доставки товаров от спорных контрагентов. Для этого не лишним будет провести допросы линейных руководителей, в т.ч. директоров торговых точек (магазинов), через которые осуществлялась реализация спорных товаров.

Не менее важна и аналитическая работа. В этой части ФНС России дает рекомендации изучать данные социальных сетей, а также проверять информацию о наличии движимого и недвижимого имущества, в т.ч. транспортных средств, причем не только у сотрудников и должностных лиц – участников схемы, но и у их близких родственников. Полученные сведения обязательно нужно сверять с данными о доходах, имеющихся в распоряжении ИФНС.

Также анализу должны подвергаться данные из всех документов – договоров, первички, счетов-фактур. Цель – выявить реальные объемы и фактические адреса поставок. Кроме того, можно запросить соответствующие сведения у собственников помещений, расположенных по этим адресам.

В заключение авторы документа отмечают, что приведенный перечень мероприятий не является закрытым. Поэтому при необходимости инспекторы на местах вправе осуществлять и другие действия, необходимые для выявления злоупотреблений с вычетами по НДС и сбора соответствующих доказательств.


Допускается ли указание РНПТ в отношении импортного непрослеживаемого товара

При реализации импортного товара продавец в выставляемом счете-фактуре должен заполнить графу 11. В этой графе указывается (пп. "л" п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137):

  • регистрационный номер декларации на товары при реализации импортных непрослеживаемых товаров. При этом в п. 5 ст. 169 НК РФ уточняется, что регистрационный номер декларации на товары указывается в отношении товаров, страной происхождения которых не являются государства – члены ЕАЭС. При реализации таких товаров налогоплательщик отвечает только за соответствие сведений в выставленных им счетах-фактурах сведениям, которые содержатся в полученных счетах-фактурах и товаросопроводительных документах;
  • РНПТ при реализации прослеживаемых товаров.

В письме от 25.10.2021 № СД-4-3/15065@ налоговая служба отметила следующее. РНПТ в большинстве случаев формируется на основании регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара в ней.

При этом в отношении товаров, которые не подлежат прослеживаемости, в графе 11 счета-фактуры возможно указание как номера декларации на товары, так и номера декларации на товары совместно с порядковым номером товара в этой декларации.

Поэтому указание в графе 11 счета-фактуры, составленного в отношении импортных непрослеживаемых товаров, регистрационного номера декларации на товары с указанием через знак дроби "/" порядкового номера товара из декларации не противоречит требованиям законодательства о налогах и сборах.

Иначе говоря, такое заполнение графы 11 счета-фактуры не означает, что покупатель приобрел прослеживаемый товар, по которому требуется дополнительно отчитываться. В этом случае необходимо дополнительно ориентироваться на Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110.


Можно ли принять к вычету НДС по счету-фактуре, выставленному позднее 5 дней со дня отгрузки товаров

При реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры выставляются не позднее 5 календарных дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). По нормам Налогового кодекса РФ выставленные счета-фактуры являются основанием для вычета НДС покупателями, если они соответствуют требованиям, установленным п.п. 5, 5.1, 6 ст. 169 НК РФ.

В п. 5 и п. 5.1 ст. 169 НК РФ перечислены сведения, которые должны быть указаны в счетах-фактурах, заполняемых при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также при получении предоплаты в счет предстоящих отгрузок товаров (работ, услуг). В п. 6 ст. 169 НК РФ изложен порядок подписания счетов-фактур.

Согласно п. 5 и п. 5.1 ст. 169 НК РФ счет-фактура должен содержать порядковый номер и дату его составления. При этом в отношении даты в Налоговом кодексе РФ отсутствует указание на период, к которому она должна относиться.

Следовательно, по счету-фактуре, выставленному продавцом позднее 5 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), покупатель вправе принять к вычету НДС в общем порядке.


Как отражать в отчете операции, которые не облагаются НДС, с прослеживаемым товаром

Плательщики НДС операции с прослеживаемыми товарами (в зависимости от операции) отражают в декларации по НДС или в соответствующем отчете.

Так, плательщик НДС представляет в ИФНС отчет об операциях с прослеживаемым товаром, если в отчетном периоде (квартале) продавал или покупал прослеживаемый товар, который (п. 33 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108):

  • не признается объектом обложения НДС по п. 2 ст. 146
  • или освобожден от НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ.

При этом основанием для заполнения отчета являются сведения сопроводительного документа – счета-фактуры, УПД или первичного учетного документа (п. 8 Порядка заполнения отчета, утв. приказом ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@).

Но при совершении операций, не признаваемых объектом обложения НДС или освобожденных от налога, счета-фактуры не составляются (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

Соответственно, операции с прослеживаемым товаром, который не признается объектом обложения НДС по п. 2 ст. 146 или освобожден от НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ, плательщики НДС отражают в отчете на основании первичных учетных документов, оформленных при совершении таких операций (например, акта приема-передачи товаров, УПД с функцией "ДОП" или "СЧФДОП").

Об этом ФНС России сообщила в письме от 12.11.2021 № ЕА-4-15/15821@.


Ответы специалистов, аудиторов, справочники

Статьи по бухгалтерии и документообороту

  1. Как в "1С:БГУ 8" сформировать отчет кассира
  2. Как обновлять данные на счете 111 40, если имущество получено в пользование на неопределенный срок
  3. Какими проводками списать медикаменты с истекшим сроком годности
  4. Как в "1С:БГУ 8" вести учет операций по переданным полномочиям
  5. По какому КВР отражать суммы, выданные спортсменам через подотчетное лицо
  6. Можно ли оставить на счете 303 02 дебиторскую задолженность, возникшую из-за переплаты взносов
  7. Как учитывать многолетние насаждения для благоустройства территории
  8. Может ли бюджетное учреждение сразу списывать ежемесячную амортизацию на счет 401 20
  9. Как учесть проектно-сметную документацию
  10. Как в "1С:БГУ 8" ввести новый договор с поставщиком
  11. На какой код КОСГУ отнести расходы по приобретению бахил
  12. Как в "1С:БГУ 8" настроить учетную запись электронной почты
  13. Как отразить в учете и отчетности бюджетного учреждения удержание неустойки из оплаты по договору
  14. Как отразить в учете оплату дней отдыха после вакцинации
  15. Какими проводками отразить приобретение программно-аппаратной платформы
  16. Как в "1С:БГУ 8" сформировать журнал операций расчетов по оплате труда № 6.


Статьи по зарплате и кадровому учету

  1. Как оформить вкладыш в трудовую книжку
  2. Как сформировать справку о доходах и суммах НДФЛ для сотрудника в программах 1С
  3. Как в расчете 6-НДФЛ отражать аванс, выплаченный физлицу по гражданско-правовому договору
  4. Как заполнить расчет по форме 6-НДФЛ за 2021 год в программах "1С:Предприятие 8"
  5. Что указывать в графе "Основание" формы СЗВ-ТД при приеме сотрудника на работу – приказ или трудовой договор
  6. Какие выплаты отражать в строках 112 и 113 раздела 2 расчета 6-НДФЛ
  7. Как заполнить сведения о стаже по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в программах 1С
  8. Как аннулировать трудовой договор
  9. Указывается ли код территориальных условий труда одновременно с кодом "КВАЛИФ" при заполнении в СЗВ-СТАЖ
  10. Как создать напоминание в "1С:ЗУП 8" (ред. 3) о дне рождения сотрудника и другие
  11. Как предоставить вычет по НДФЛ работнику, на обеспечении которого находятся дети от предыдущего брака супруги
  12. За какой период ПФР вправе проверить сведения о стаже работника
  13. Как составить справку о сумме заработка для расчета пособий в программе "1С:ЗУП" (ред. 3).


1С-Лекторий

Тема лектория Дата лектория
1
Переход на кадровый электронный документооборот с помощью сервиса 1С:Кабинет сотрудника
03.02.2022
2
1С-Отчетность за 2021 год – новое в отчетности, особенности формирования в программах 1С
10.02.2022
3
Новое в программе "1С:ЗУП", ред.3
15.02.2022
4
Налоговый контроль
17.02.2022
5
Социальный электронный документооборот с ФСС по выплате пособий с 2022 года
22.02.2022
6
Оплата труда при вахтовом методе работы в "1С:ЗУП" ред.3
24.02.2022

Материал подготовлен при помощи сайта https://its.1c.ru


Возврат к списку